Под номером 13

В Центральном доме художника открылась Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
Лиза Новикова
Фотография предоставлена пресс-службой компании ЭКСПО-ПАРК

Вступительная пресс-конференция прошла в необычном формате: организаторы и гости ярмарки расселись за столики, установленные на сцене концертного зала. Все это было похоже на кабаре наоборот, как будто устроители non/fiction собирались не рассказывать, а слушать, не развлекать публику ярмарочными событиями, а развлекаться самим. В этом была некоторая правда, поскольку за 12 лет существования non/fiction воспитала «свою» публику. Это читатели, которые приходят в ЦДХ за «интеллектуальной литературой» и вряд ли расстраиваются, когда не обнаруживают на стендах очередной детектив Дарьи Донцовой. Скорее они вынут из издателей душу, пока не найдут на стендах перевод из Ги Дебора или Вальтера Беньямина.

Но именно эта публика, по признанию издателей стала редеть. Раньше на вопрос, почему более сложная, более элитарная литература не популярна «в народе», здесь уверенно отвечали: «Дело в проблемах с дистрибуцией, книги, представленные на ярмарке, потом просто не доходят до провинции». Теперь концепция «малых издательств» переменилась, они признают, что проблема в читателях, которых крупные издательства, держащие большую часть книжного рынка, настолько завалили массовой продукцией, что те потеряли уже всяческую способность отличать настоящие книги от примитивного чтива. Возможности выхода из этого тупика продолжат обсуждать в пятницу, когда состоится презентация «Альянса независимых издателей и книгораспространителей России».

А пока что организационный комитет оказал поддержку 11-ти «малым» издательствам, которые иначе скорее всего и не смогли бы принять участие в ярмарке. На специальной площадке соседствуют книготорговая фирма «Берроунз», Издательство Ольги Морозовой, «Классика-21 век» и другие издательства. Подобный общий стенд раньше организовывали и библиотеки: однако, в этом году совместный проект не состоялся, - на что библиотекари и пожаловались на на пресс-конференции. Не всегда складывается и сотрудничество с российскими университетскими издательствами, которые, по идее, и должны были стать главными участниками ярмарки. Издательства МГУ, РГГУ, Европейского университета представлены. Но очень многие не смогли приехать, - организаторы сетуют, что университетские издатели и сами не всегда проявляют заинтересованность. В то же время эксперты non/fiction они признают, университетское книгоиздание сейчас отнюдь не процветает. Чтобы быть интеллектуальным издателем, надо для начала просто быть. Возможно, коммерческие структуры поддержат подхваченную детскими издателями западную традицию. Называется она «подвешенные книги»: по примеру кафе, где посетители платят за «подвешенный кофе», который затем достается тому, кому не хватает денег даже на одну чашку, издательство «Розовый жираф» буквально «подвесило» к потолку третьего этажа, где находится местная «территория познания», - детские издания, которые благодаря этой благотворительной акции получат детские дома. Может быть, настало время для «подвешенных издательств», которые и пополнят команду участников следующих ярмарок.

В первый день на ярмарке выступили прозаики Сергей Солоух, Валерий Попов, Сергей Шаргунов, французская писательница и художница Дельфина Дюран, автор «Звонка» японский писатель Кодзи Судзуки и редактор электронных изданий Random House Дэн Франклин. Журнал «Знамя» провел дискуссию «Эмоциональный дефицит современной литературы», издательство «Эксмо» - круглый стол «Авторское право: ограничение свобод или инвестиции в культуру?», «Самокат» предлагал вступить в свою не политическую, а книжную «партию», издательсво «О.Г.И.» отметило свое 18-летие.

Однако, пока что самым оригинальным и успешным событием стал организованный журналом «Вокруг света» Фестиваль мировых идей. Главный редактор «Нью-йоркера» Дэвид Ремник рассказал об эволюции медиа в современном мире. А программист, автор термина «комплефт», Ричард Столлман в лекции о свободном цифровом обществе призвал ценить свободу во всех ее проявлениях. Здесь же, в зале под названием «ДНК», ожидают автора «Простой одержимости» Джона Дербишира, одного из ведущих специалистов по теории струн Брайана Грина, нобелевского лауреата по физике Дэвида Гросса. Внимание к научной и научно-популярной литературе остается беспроигрышным вариантом для участников. Вернее, так: дети, потому что детская программа non/fiction тоже традиционно сильная, - и научпоп.