Агентство стратегических инициатив пошло по банкам

Заключено первое из намеченных соглашений по сотрудничеству с кредитными организациями
Мария Сарычева
Фото: REUTERS

Агентство стратегических инициатив (АСИ) в среду заключило рамочное соглашение с Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банком), оно стало первым в череде намеченных на текущий год. Как рассказал «Известиям» директор направления «Новый бизнес» агентства Артем Аветисян, в дальнейшем планируется заключить аналогичные соглашения с десятью крупнейшими кредитными организациями страны.

Сотрудничество с банками АСИ рассматривает как необходимый элемент продвижения в регионы. Именно там предприниматели испытывают наибольшие сложности в преодолении административных барьеров. Агентство же видит одну из своих главных задач именно в том, чтобы помогать среднему бизнесу решать проблемы с региональной властью.

— МСП-банк нам очень интересен тем, что у него очень большая сеть банков-партнеров по всей стране, около двухсот, — говорит Аветисян. — Мы вместе будем помогать бизнес-проектам из самых разных областей и регионов.

Агентство и банк будут сотрудничать по двум направлениям. С одной стороны, МСП-банк, который уже год реализует собственную программу финансирования инновационных бизнесов, собирается воспользоваться помощью АСИ для тех проектов, что уже получают средства по этой программе. С другой — будет финансировать тех, кто придет в банки-партнеры через АСИ.

Как рассказал «Известиям» председатель правления МСП-банка Сергей Крюков, в работе у банка сейчас более 70 проектов. Часть из них уже финансируется, часть находится на стадии подготовки кредитной документации или рассматривается кредитным комитетом.

— Например, уже на финансировании у нас находится интересная инновация из Якутии, — говорит Крюков. — Это разработка и производство нового материала на основе базальта, который будет использоваться в строительстве, особенно в вечной мерзлоте. Это заменитель бетона, он не трескается, выдерживает очень низкие температуры. Таким образом новый синтетический материал кардинально улучшит ситуацию в строительстве, в частности, за Полярным кругом. Подобных проектов у нас сейчас более двадцати.

Предправления МСП-банка пояснил, что именно для таких бизнесов административные барьеры зачастую оказываются непреодолимыми. Долгие согласования, невозможность получить недвижимость и земельные участки под производство, составить сложную согласовательную документацию сильно тормозят движение от идеи к внедрению, что убивает саму инновационную сущность проекта. Для того, чтобы минимизировать вред от чиновничьей волокиты, МСП-банк и рассчитывает на АСИ.

В 2011 году объемы финансирования по программе МСП-банка от региональных банков-партнеров составили 150 млрд рублей. 60% этой суммы приходится на инновационный бизнес. К 2015 году, по словам Крюкова, структура портфеля будет выглядеть как 95 к 5. Для инновационных проектов в банке существуют специальные кредитные продукты. Однако у предпринимателей, пришедших за финансированием через АСИ, льгот по кредитованию не предусмотрено.

— У нас есть кредитный продукт для инноваций и модернизации, — уточняет Крюков. — Он такой, какой есть. Все, кто подпадает под наши условия — неважно, через АСИ или с рынка, получат одинаковые условия.

В МСП-банке создадут специальную рабочую группу, которая будет осуществлять сотрудничество с агентством. Представителей АСИ пригласят к участию в совещаниях банка и согласовательных процедурах по отбору проектов.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев относится к инициативе АСИ и МСП-банка скептически:

— Проблема административных барьеров для предпринимателей, безусловно, существует. Надо понимать, что они являются механизмом извлечения административно-статусной ренты для чиновников. Если это так, значит, надо менять их мотивацию. Это совершенно другой подход.

По словам эксперта, ФБК проводила анализ в начале 2000-х годов, и он показал, что сокращение сферы влияния чиновников вызывает увеличение количества административных барьеров, поскольку при сохранении мотивации на месте одного старого барьера они создают два новых. Поэтому, как считает Николаев, бороться с ними надо не внедрением на рынок специального агентства, а путем масштабной административной реформы.