«Славянский шкаф» открыли без пароля

Выставка «Русский стиль» в Петропавловской крепости удивляет поистине национальным размахом и абсолютной бессистемностью
Олег Кармунин
Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Обвинять известный городской музей в спекуляции и квасном патриотизме как-то не хочется, но выставку «Русский стиль», которая открылась в Петропавловской крепости в самый канун думских выборов, только в этом, сугубо агитационном контексте приходится воспринимать.

В музее, впрочем, уверяют, что новая экспозиция в Инженерном доме — результат долгосрочных планов, а ее появление в горячее предвыборное время — лишь череда бюрократических случайностей.

В двух залах собрано около 300 экспонатов: мебель, посуда, одежда, плакаты, архитектурные проекты, афиши, украшения. Все это богатство выполнено в одном неорусском стиле, который приобрел популярность более ста лет назад, и продолжает активно использоваться.

За прошедшие годы и десятилетия расписные кафтаны, кокошники и грубые резные шкафы возникали на культурной авансцене по самым разным поводам. Лапти и гусли нашли свое применение даже в позднее советское время, при брежневской национальной политике, активно поддерживающей развитие народных хоров, танцевальных коллективов и прикладного народного творчества. Даже открытие Олимпиады-80 СССР провел исключительно в псевдорусском стиле – с гармонями, медведями и залихватскими танцами вприсядку. Но музей, собирая экспозицию, решил ограничиться лишь царской эпохой — самые поздние изделия, представленные на выставке, выполнены в 1916 году.

Принцип, по которому вещи представителей различных социальных слоев и разных эпох, собраны в одном пространстве, необъясним. К примеру, придворное платье фрейлины чудным образом соседствует с крестьянской мебелью, военный агитационный плакат висит ровно над расписными сапогами. Программка Большого театра конца позапрошлого века (не путать с нынешним новоделом), расположена рядом с хохломой. А кустарное производство перемежает продукцию Фаберже и Императорского Фарфорового завода.

Записное славянофильство, которое на Руси всегда было спорным явлением и имело нелегкую судьбу, на выставке «Русский стиль» вывалено скопом, без идеи, иерархии и принципа. Просто так, поглазеть. И это пугает, потому что в такой беспринципности и внешней безыдейности просматривается идея, которую организаторам выставкам и озвучить-то стыдно, а именно: наплевательское отношение и к сущности патриотизма, и к подлинной истории нашей страны. Впрочем, резная мебель а-ля рюс смотрится в музейных залах довольно мило.