Бутикам всегда есть место

До конца 2012 года в Москве появятся как минимум 15 новых торговых комплексов
ИТАР-ТАСС

Сколько торгово-развлекательных центров ни строй, москвичам, кажется, все мало… В течение июля – сентября 2011 года ввод новых объектов приостановился. Объем арендуемой площади (GLA) сохранился на уровне 274 кв. м на 1000 человек.

С начала года на фоне растущего спроса и дефицита предложения качественных торговых площадей объем вакантных помещений сокращался не без причин. В последние 2 – 3 года строительство объектов практически не начиналось, поэтому в перспективе – дефицит торговых площадей, прогнозируют в Knight Frank. Даже несмотря на то, что до конца года заявлено об открытии шести ТЦ общей площадью около 250 тыс. кв. метров. C учетом новых предложений общая площадь концептуальных торговых объектов Москвы, по данным IRN, составит около 6,7 млн кв. метров. Прирост по сравнению с предыдущим годом составил 4%. Сейчас идет реконцепция ТЦ «Вэймарт», расположенного на 26-м км МКАД. А самой крупной сделкой в III квартале стал выкуп компанией AFI 25% доли в ТЦ «Афимолл Сити» у правительства Москвы. О намерении совершить покупку компания заявляла еще в начале года. Стоимость торговой части комплекса без учета 2700 парковочных мест, составила $310 млн.

В том же квартале на столичном рынке появились столь долгожданные москвичами одежные бренды. В конце сентября открылся первый в России магазин всемирно известной марки белья и одежды для дома Victoria’s Secret (в «МЕГА Теплый Стан»). Вслед за ней подтянулся бренд Banana Republic и в чем-то культовый Desigual. В целом по состоянию на конец III квартала 2011 года уровень вакантных площадей в ТРЦ снизился и, по оценке Praedium, составляет в среднем 4%. При этом, как отмечают аналитики IRN, чтобы усилить пул арендаторов, в качественных ТЦ продолжается активная ротация. На основных торговых коридорах уровень вакантных помещений варьируется в пределах от 5 до 6%.

Отчасти дефицит мест погасят площади, вводимые в 2012 году. Правда, прогнозируется и рост арендных ставок, потому что площадей нужного объема и качества для всех все равно не хватает. В текущем квартале цены за аренду пока остаются на прежнем уровне. По данным Penny Lane Realty, ставка в ТЦ для «якорных» арендаторов составляет $110 – 320 за кв. метр в год, для торговой галереи – $500 – 1000, для развлекательной зоны – $120 – 200.