Опрос «Известий»

В столице отказались от проекта по строительству 200 высоток «Новое кольцо Москвы». Хорошо ли это для Москвы и ее жителей?

Олег Рой, писатель:– У меня предвзятое отношение к этому вопросу. Я живу на 56-м этаже башни «Федерация» в «Москва-Сити». И считаю современные высотки украшением города в отличие от тех же творений Церетели. Я просто помню, как начинался проект «Башня «Федерация», как начинали Сергей Полонский, Максим Темников и все остальные. Как они с трудом начинали свои проекты и как все говорили «никогда и ни за что».Теперь «Сити» – украшение столицы. Почему решили отказаться от проекта «Новое кольцо Москвы»? Здесь нужно признаться себе честно: это не связано с видами в Москве, это связано с переделом рынка. Этот проект по высоткам рождался в старой команде. Новая команда не приемлет этого. Я, как житель Москвы, хочу, чтобы высотки были.

Анатолий Воронин, житель Восточного округа Москвы:– Появление проекта «Новое кольцо» было слишком хорошей сказкой, чтобы воплотиться в реальность. После первых опытов его тихо притушили, а теперь и совсем закрыли. Но лично мне бы хотелось жить в одной из таких высоток, желательно повыше, чтобы наслаждаться видами Москвы. Застройка промзон улучшила бы и экологическую ситуацию.

Большим плюсом программы было то, что под застройку уходили бывшие промзоны, которые сейчас используются либо под дешевые офисы, либо склады, что неправильно. Пятиэтажки и девятиэтажки, на мой взгляд, совершенно нелогичны для Москвы, тем более что планировке улиц не было уделено должного внимания – посмотрите на ужас номерных Парковых, нарезанных на месте бывшего аэродрома, или Новогиреевских проспектов, в точности повторяющих улицы дачного поселка начала ХХ века.Убежден, что высотки имели бы отличную транспортную доступность – отсутствует необходимость наматывать концы до спальных районов, да и метро, скорее всего, тоже оказывалось поблизости. Как ни крути, но при кольцевой планировке Москвы – близость жилья к центру в разы сокращает время до работы, особенно если она время от времени меняется. Физику не обманешь – дорога в 5 – 10 км из центра до работы, театра или музея займет значительно меньше времени, чем из самого замечательного малоэтажного «замкадья».

Одна из проблем высоток – обязательно наличие многоуровневой парковки, которую инвесторы начала нулевых недолюбливали или старались продать жильцам втридорога. Однако при ее наличии высотка не оказала бы никакого вредного воздействия на транспортную ситуацию в районе.

Михаил Москвин-Тарханов, председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Московской городской думы:– Есть ли смысл сейчас строить жилые небоскребы, если мы начинаем большую совместную работу с областью? Имеется в виду не только присоединяемая территория, но и многие другие совместные программы, которые будут реализовываться. Я думаю, правильнее было бы говорить, что проект «Новое кольцо Москвы» приостановлен. Он должен быть скорректирован, изменен, и я думаю, что некоторое количество высоток все-таки построят. Но, наверное, не в таком объеме, как это планировалось изначально.У меня к высоткам отношение очень простое: в некоторых случаях высотки хороши. Они позволяют сделать расстояние между домами очень большим, засадить его зеленью и построить большой подземный гараж. Низкоплотная и низкоэтажная застройка для города вообще не актуальна, она подходит только для присоединенной к Москве территории. А высокоплотная малоэтажная застройка – она как чешуя, которая покрывает город. Поэтому в некоторых случаях выгодна высотная застройка, но она дорогая. Она требует больших мощных фундаментов. Я думаю, здесь должен быть правильный баланс задач и целей. И это требует серьезного осмысления. А вот сейчас продолжать ту политику, которая была, просто невозможно. Поэтому реализация многих проектов приостановлена.

Анна Соколова, руководитель департамента экспертизы проектов компании «МИЭЛЬ-Новостройки»:– С одной стороны, учитывая нашу транспортную инфраструктуру, можно сказать, что кольцо из высоток усугубило бы и без того непростую дорожную ситуацию в городе. И отмена проекта «Новое кольцо Москвы» с этой точки зрения представляется правильным решением. С другой стороны, на протяжении года в Москве не было запущено новых жилых проектов. И сейчас мы наблюдаем сокращение объема предложений по новостройкам. В будущем это может привести к очередному витку роста цен. Все-таки спрос на новую недвижимость в Москве есть, поскольку город является финансовым центром России и привлекает людей. Высотки занимают небольшую площадь, при этом дают хороший объем новых квартир. Если говорить о моем личном мнении: я считаю, что облик города уже сложился – и в будущем, скорее всего, будут реконструироваться старые дома, без уплотнения. Наверное, это позволит создать наиболее комфортную среду для жизни.

Галина Маланичева, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: – Я горячо приветствую это решение, спасибо новой власти города за него. Решение о создании «Нового кольца Москвы» в виде застройки высотками не было проработано в профессиональной и общественной среде. Оно было просто спущено сверху. Кому-то показалось, что кольцо из высоток будет хорошим проектом для столицы. Реализация этого проекта означала бы усугубление транспортной проблемы, потому что мы замкнулись бы в очередном кольце.

Сергей Сиваев, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города: – Облик Москвы формируют не высотки. Они скорее портят его. За исключением тех, которые были построены в сталинское время. Я к решению столичных властей в целом отношусь хорошо. Плотность населения в Москве экстремально высокая. И особенно она высока, как ни странно, на окраинах. Усугублять эту ситуацию чрезвычайно опасно. Потому что большая плотность населения приводит к проблемам не только транспортным, но и экологическим, социальным и др. Так что решение правильное. Люди все-таки предпочитают жить ближе к земле. Высотки, за исключением Манхэттена, это всегда деловые центры, ну и какая-нибудь экзотика вроде Дубая, а европейское развитие показывает, что от центра к периферии этажность зданий естественным образом снижается. Поэтому нужно следовать нормальным человеческим тенденциям, а не действовать ради экономических выгод.