Уроки нежности от итальянских авангардистов

«Студия новой музыки» проводит XIII Московский форум: масштабный кластер музыкальных событий для ценителей новизны
Ярослав Тимофеев
«Студия новой музыки». Фотография предоставлена «Студией новой музыки»

Вдогонку уходящему российско-итальянскому году XIII Московский форум пройдет под знаком апеннинского сапога — в прямом и переносном смысле.

— Самые красивые дизайнерские вещи — сумки, туфельки, сапожки — делают в Италии, — говорит художественный руководитель фестиваля, профессор Московской консерватории Владимир Тарнопольский. — Итальянскую современную музыку отличают те же достоинства: безупречное качество звукового материала, внимание к деталям, перфекционизм, итальянское sensibile. Поэтому я предпочитаю ее любой другой новой музыке.

Следуя старой и поднадоевшей моде авангардных фестивалей, нынешний форум снабжен специальным концептуальным слоганом — «искусство перспективы». Из беседы «Известий» с г-ном Тарнопольским выяснилось, что суть дела куда живее и проще:

— Параллельные прямые не сходятся, но в нашем восприятии это происходит сплошь и рядом.

Владимир Григорьевич предлагает русским композиторам отвлечься от концепций и довериться органам чувств. Он уверен, что немножко итальянской нежности не помешает авторам, которые думают только о манифестах и воспринимают музыку как рычаг для воплощения внешних идей.

Худрук восхищается инициативностью Итальянского культурного центра в Москве, который умудрился привлечь спонсоров на такое далекое от мейнстрима мероприятие. Еще примерно 20% средств от общей копилки обеспечило Министерство культуры, а Московская консерватория бесплатно предоставила залы и стабильные 6 тыс. рублей оклада для артистов «Студии новой музыки».

Современное искусство — цитадель парадоксов, поэтому проект чуть ли не гордится своей заведомой убыточностью: вход практически на все концерты фестиваля объявлен бесплатным.

Неделю с 8 по 14 декабря, подобно семи комнатам профессора Преображенского, ждет уплотнение: девять концертов и 17 околомузыкальных мероприятий, 11 мировых и 17 российских премьер.

При свете дня — конференции, мастер-классы, видеопоказы. Вечером слово уступает место музыке — благо что вокальных сочинений, упорно избегаемых большинством нынешних композиторов, будет немного.

Классифицировать фестивальную программу столь же непросто, как разобраться в династиях итальянских сапожников. Из импортных брендов будут мини-ансамбли Alter Еgo (в том числе со специально написанными сочинениями россиян Алексея Наджарова и Владимира Горлинского) и Xenia (с подборкой музыки почивших и здравствующих мэтров, а также молодого Николая Хруста). Новые сочинения для фестиваля молодежь пишет безвозмездно, рассчитывая на удовольствие послушать себя со стороны в хорошем исполнении.

Среди почетных гостей аж девять авторов, включая Ивана Феделе, одного из лидеров итальянской школы. Он привезет свои Deystviya, написанные специально для «Студии новой музыки» и оплаченные Советом Европы в рамках программы «Россия глазами европейцев».

Выступит с лекцией златоуст современной итальянской музыки Никола Сани. Организаторы надеются, что справится с болезнью и прилетит из США вдова великого Луиджи Ноно (по совместительству — дочь не менее великого Арнольда Шёнберга).

Образ коммуниста-авангардиста Ноно вытянется в одну из генеральных линий фестиваля. В Большом зале консерватории будет работать выставка из его личного музея (экспонаты удалось привезти в Москву «бесплатным приложением» в самолете с декорациями La Scala, выставленными в Большом театре).

9 декабря о знаменитом итальянце расскажет его давний знакомый Юрий Любимов. Режиссер представит видеозапись оперы Ноно «Под жарким солнцем любви» в собственной постановке, осуществленной в La Scala в 1975 году.

Из числа российских ансамблей будут работать хозяева фестиваля — «Студия новой музыки» — и три юных коллектива. Камерный хор «Эйдос» разбавит инструментальную гегемонию живыми голосами, нижегородский ансамбль No Name покажет, как умеют играть новую музыку в провинции, а Kuku Group — импровизирующие студенты Московской консерватории, которых за выступления в переходах полиция отправляет в обезьянник, — попытаются эпатировать своих менее радикальных коллег.

Неделя рекомендует

8 декабря, 19.00, Рахманиновский зал консерватории:Открытие фестиваля. «Студия новой музыки». Русско-итальянская программа

9 декабря, 13.00, конференц-зал Московской консерватории:«Под жарким солнцем любви». Встреча с Юрием Любимовым

9 декабря, 19.00, Рахманиновский зал консерватории:«Студия новой музыки». Российские премьеры двух сочинений Луиджи Ноно

11 декабря, 19.00, Театральный центр на Страстном:Sound & Vision. Ансамбль Alter Еgo с русско-итальянской программой

14 декабря, 19.00, Рахманиновский зал консерватории:Закрытие фестиваля. «Студия новой музыки». Мировые премьеры сочинений Ивана Феделе и Юрия Воронцова