Смольный дал «зеленый свет»

Город готов вложить 137 млрд рублей в развитие транспортного комплекса
Олег Рогозин

Трамвайные рельсы станут длиннее, «пробки» почти рассосутся, а в метро откроются пять новых станций и еще одна линия — все эти чудеса науки и техники обещаны петербуржцам уже в 2015, ну или в 2016 году. По крайней мере так написано в целевой программе по развитию транспортного комплекса Петербурга на ближайшие четыре года — вчера этот документ утвердило городское правительство.

Ну а пока спецы-чиновники смотрят на питерские трассы без особого оптимизма.

— Городская инфраструктура заметно отстает от автомобилизации населения, смертность на дорогах в три раза превышает аналогичные показатели в крупных европейских городах. А зона пешеходной доступности метро охватывает только 30 процентов территории города, при этом в часы пик заполняемость вагонов превышает нормативную в 1,3—1,7 раза, — констатирует председатель комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей.

Одним словом, вся надежда на целевую программу.

Кроме увеличения линий общественного транспорта, в том числе трамвайных и троллейбусных, в ближайшие четыре года в Петербурге планируют ввести в строй несколько крупных трасс и развязок. Завершат реконструкцию Приморского шоссе и Приморского проспекта — этого «узкого горлышка» на северном выезде из города. Закончат работы на Синопской набережной, а еще соорудят долгожданную развязку на Пироговской набережной и построят Коломяжский путепровод.

Кроме того, к 2015 году обе­щано реконструировать Дворцовый и Тучков мосты, а заодно построить речные переходы по трассе Западного скоростного диаметра (ЗСД). Об Орловском тоннеле и Ново-Адмиралтейском мосте в программе не упомянуто.В основном на правительстве говорили о приоритетном развитии общественного транспорта. По новой концепции Смольного, это — единственный путь, который позволит Петербургу избежать почти уже неминуемого транспортного коллапса.

— Автомобилисты могут возмущаться или обижаться, но другого способа просто нет. Достаточно обратиться к примеру Лондона или любого другого мегаполиса, где личные авто убрали из центра. Мера не самая популярная, зато можно ездить без «пробок», — говорит глава комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Петербурга Игорь Риммер.

Чтобы реализовать эту идею, у станций метро требуется организовать перехватывающие стоянки. Говорят об этом давно, но пока в нашем городе таких стоянок всего восемь. Обещают, что к концу действия программы их станет в четыре раза больше.

Опять-таки в четыре раза — до 40 километров — должна увеличиться длина выделенных полос для общественного транс­порта. Правда, пока не решен вопрос, как изолировать эти полосы от нарушителей. Предложение отделять их поребриками высотой 8–10 см не очень нравится председателю профильного комитета Бакирею — из-за высокой аварийности. По его мнению, лучше оборудовать «выделенки» установками видео­наблюдения и штрафовать особенно ретивых автолюбителей. Немало места в новой программе уделено развитию метро.

— До 2015 года у нас будет длиться переходный период, — отметил начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин. — С введением в строй станций «Бухарестская» и «Международная» заканчивается задел, достигнутый еще в советские времена. Поэтому сейчас самая большая задача — проектирование новых линий и станций. В настоящий момент идет работа над вариантом продолжения Фрунзенского радиуса — до станции «Южной», где будет сформировано депо. Так же проектируется новое Красносельско-Калининское направление. Это будет первая дуговая линия, и в 2016 году на ней должны вступить в строй 5 станций.

Чтобы реализовать задуманное, город готов выделить на транспортные нужды 137,3 млрд рублей. Пока в правительстве надеются на помощь федерального бюджета в деле строительства ЗСД и развития метро. По крайней мере в бюджете 2012 года заложен вариант паритетного финансирования подземки.