Русский музей победил светобоязнь

В Мраморном дворце показали фотографии, которые раньше никто не видел
Лолита Крылова
М.С.Наппельбаум/Государственный литературный музей

Играющий на валторне царь (кстати, Александр III был неплохим музыкантом), одетый в помятую рубаху и франтоватые брюки Лев Толстой и тут же пролетарский писатель Максим Горький, вдумчиво позирующий на пару с Гербертом Уэллсом, — такие редкие, поистине уникальные кадры украсили Мраморный дворец. В Государственном Русском музее открылась 1-я Биеннале историко-архивной фото­графии.

В выставочном пространстве — 400 снимков из 24 российских музеев, хранилищ и библиотек.

— Мы собирали материал и все время думали: как обидно и несправедливо, что многие снимки никак не используются, их просто никто не видит, — говорит заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. — Поэтому наш проект — такой вот редкий, небывалый шанс: можно прийти и за один раз на все это богатство посмотреть. Мы даже фотографии разместили не в хронологическом порядке, а по музеям, чтобы сразу было понятно: вот эти снимки хранятся в Москве, а эти — в Петербурге.

Среди прочего на выставке можно увидеть подборку домашних фотографий Николая II с женой и детьми, причем некоторые из них представлены в «родных» рамах, как они висели еще в царских покоях. По соседству с царями огромное количество пейзажных зарисовок и этно­графических снимков — такие «народные кадры» с платками, тюрбанами и прочей экзотикой любили делать в самом начале прошлого столетия.

Хронологически биеннале охватывает целый век отечественной фотографии: от 1840-х до 1950-х годов. Одно из самых интересных направлений — военная фотография. Кадры Русско-японской войны показаны в альбоме с подписью автора — их сделал легендарный Карл Булла. В другом зале — классика советского фронтового фото: тут и «Комбат», ставший агитационным плакатом, и малоизвестные пронзительные кадры из военных госпиталей и лагерей смерти.

Особая гордость организаторов — подборка дагеротипов, первых фотографий, полученных прямым позитивным путем — без негатива. Они очень чувствительны к свету и требуют особых условий: специально для этой выставки было заказано супердорогое защитное стекло, ограничивающее доступ опасного ультрафиолета. Эту новацию оплатило Министерство культуры — без федеральной помощи Русский музей такие затраты вряд ли бы потянул.

Работать фотовыставка будет до 20 января: больше двух месяцев «на публике» архивные снимки просто не перенесут.