«Динамо» будет делать эксклюзивное и креативное ТВ

Матч премьер-лиги в субботу впервые комментировали из студии клубного ТВ в Новогорске
Екатерина Бредина, Андрей Семьянинов
фото: Мария Плотникова

В субботу могла состояться первая в истории России прямая трансляция футбольного матча премьер-лиги на клубном ТВ. Речь шла о встрече Рубин – Динамо. Официальный сайт столичного клуба в рамках прямого эфира на Динамо ТВ планировал показать игру в открытом доступе, однако после переговоров с руководством «НТВ-Плюс», правообладателем на трансляцию матчей премьер-лиги, от идеи пришлось отказаться. Иначе были бы нарушены условия контракта канала с РФПЛ, а следовательно и с клубом, а заодно создан прецедент, которым впоследствии могли бы воспользоваться и другие команды. У «Динамо» же рекордом пока является одновременный просмотр матча 18 тыс. индивидуальных пользователей, это была кубковая игра с «Мордовией».

Тем не менее комментарий игры в прямом эфире с участием бывшего нападающего Сергея Кирьякова на клубном ТВ состоялся. В студии установили экран, с которого ведущий Дмитрий Дерунец и гость наблюдали за игрой, а параллельно отвечали на вопросы болельщиков.

Прямой эфир на «Динамо-ТВ» шел в течение 9 часов и включал в себя различные сюжеты (например, кулинарную передачу с участием футболиста Александра Самедова), видеоэфиры и прямые включения из Казани, а также из клуба, где собрались и смотрели игру ветераны «Динамо».

Динамовцы утверждают, что организация прямых видеотрансляций — шаг к созданию полноценного клубного ТВ. Его открытие запланировано на следующий год. Не исключено, что работать оно будет 24 часа в сутки.

— Мы пока сделали лишь первый шаг в этом направлении. Информационная оперативность, зрелищность и эксклюзивность материалов – вот то, на чем будет базироваться клубное ТВ. Задача наша - сделать продукт, который будет интересен не только давним болельщикам Динамо, но и тем, кто потенциально может ими стать — сказал «Известиям» директор по связям с общественностью «Динамо» Константин Выборнов. — Что касается прямых эфиров, то, конечно, правильнее, когда они приурочены к конкретным матчам, за которыми можно наблюдать в режиме онлайн.

Затраты на создание клубного телевидения взял на себя спонсор «Динамо» — ВТБ. В клубе считают, что надо привлекать под телепроект и других спонсоров, но для этого надо сформировать контент и завоевать аудиторию.

— Основная часть фанатов — студенты и молодежь, — говорит Выборнов. — Их нужно привлекать к совместной деятельности, но не зарабатывать на них. Получать доходы нужно от верхушки финансовой пирамиды, которая более или менее обеспечена. Но для этого ей нужно предоставлять эксклюзивные и креативные сюжеты. Зарабатывать проект будет на рекламе.

Эфир ведется из студии, оборудованной на базе клуба в Новогорске. Оборудование студии на четыре камеры, согласно данным группы компаний Ispa, которая занимается продажей техники для телестудий, может обойтись не менее $800 тыс. Это — только часть затрат на ТВ.

В Англии топ-клубы тратят на проекты клубного ТВ примерно $4,5 млн в год. Проекты «отбиваются», хотя, например, «Арсенал» вышел на самоокупаемость только через пять лет после запуска проекта. При этом в английской премьер-лиге (АПЛ) клубное ТВ платное (болельщики платят по $7–8 в месяц). Годовые доходы ведущих клубов от клубного ТВ, включая доходы от рекламы, составляют: у «Арсенала» — $1 млн, у МЮ — $1,5 млн, у «Челси» — $2,6 млн.

Главная проблема клубного ТВ как в Англии, так и в России — невозможность показа встреч чемпионата в прямом эфире. Очередная попытка «Динамо» ее решить в субботу вновь не увенчалась успехом.

— Доступ к видео через 24 часа после игры — «рыба второй свежести», — сказал «Известиям» советник руководителей Английской футбольной ассоциации и АПЛ по развитию ТВ-проектов Роган Тэйлор.

Поэтому на следующий год «Динамо» собирается приурочивать многочасовые эфиры к матчам молодежной команды, которые можно показывать впрямую. В таких эфирах за день до матча есть свои плюс. В частности, можно приглашать в студию главного тренера и игроков первой команды. В день матча такое невозможно.

Развитием ТВ, по мнению англичанина, должны заниматься все клубы.

— Болельщику не нужны все матчи чемпионата, а только игры его команды, — считает Тэйлор. — У ТВ есть эксклюзивная возможность делать любые интервью с футболистами, давать новости о травмах, показывать пресс-конференции после игры, доступ к которым есть только у журналистов.

Затраты на создание клубного телевидения можно снизить, если создать одну общую платформу (единое программное обеспечение, работающая в одном формате ТВ-аппаратура, и т. д.). Такая платформа (FLi) в Англии есть, ею пользуются 89 британских клубов. Аналогом такой платформы может стать проект «Лига-ТВ», который сейчас разрабатывает РФПЛ.