По подмосковным деревням пойдут автобусы для бедных

Они будут возить в город жителей отрезанных от городов населенных пунктов
Наталья Корчмарек, Маргарита Верховская
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

В Подмосковье может появиться парк так называемых социальных автобусов, который займется перевозкой жителей деревень, не связанных с городами сообщением общественного транспорта. С предложением в подмосковное министерство транспорта намерена обратиться группа региональных депутатов. Об этом «Известиям» рассказал зампред комитета по транспорту Мособлдумы Павел Лыков.

По словам депутата, несколько сотен деревень в Подмосковье фактически отрезаны от остального мира.

— В эти уголки не ходит государственный общественный транспорт, а коммерческим перевозчикам пускать маршруты в небольшие поселения невыгодно, — заявил Павел Лыков. — Местные жители, многие из которых пожилые, не могут добраться в том числе до больниц и аптек.

Депутат намерен попросить министерство транспорта Московской области выделить около 400 млн рублей на создание нового соцавтопарка, который обеспечит каждую отдаленную деревню Подмосковья регулярными рейсами в среднем четыре раза в сутки.

— У бюджета региона есть на это деньги, — уверил парламентарий. Соцавтобусы, по мнению Лыкова, должны возить пассажиров по сниженным ценам. Пресс-секретарь областного Министерства транспорта Александр Гращенков ожидающееся депутатское обращение комментировать отказался.

В свою очередь, экономисты полагают, что жители отрезанных от городов деревень не должны пользоваться ценовыми привилегиями.

— Пускать маршрутные автобусы, пусть редко, но регулярно, в такие населенные пункты необходимо, — заявил руководитель проектов Института национальной стратегии Никита Кричевский. — Но цены в них должны быть такими же, как и в городских автобусах. Отдельный соцпарк не нужен, лучше просто увеличить количество машин в уже существующих автопарках.

По словам главы Союза садоводов России, депутата Госдумы Василия Захарьящева, в отдаленных населенных пунктах Подмосковья постоянно проживают порядка 200 тыс. человек и около половины из них — пенсионеры.

— В этих поселениях нет медпунктов, к ним не проведены дороги, и людям, у которых нет машин, приходится идти несколько километров пешком до ближайшей автобусной остановки, — заявил он. Идею создания социального автобусного парка госдепутат поддержал. По его словам, для этих нужд Подмосковным властям понадобится пустить по отдаленным маршрутам не менее 6 тыс. автобусов.

А вот коллеги Лыкова по Мособлдуме подчеркивают, что идею создания социального автобусного парка поддерживают не все региональные депутаты.

— Эта проблема становится всё более острой с окончанием дачного сезона, когда перестают ходить дополнительные автобусы, — заявил председатель транспортного комитета подмосковной Думы, депутат от «Единой России» Алексей Звягин. Однако, по его словам, решать вопрос было бы эффективнее с помощью расширения парка «социального такси» области и дополнения списка категорий граждан, которые могут им воспользоваться.

Как рассказали в пресс-службе подмосковного министерства соцзащиты, пункты социального такси расположены в 20 муниципальных образованиях региона, но «кустовой метод работы» позволяет охватить всю область. В год его услугами пользуется около 4 тыс. человек. На поездки по сниженным ценам (в среднем около 200 рублей в час) имеют право льготные категории граждан, в том числе инвалиды по зрению, люди с поражением опорно-двигательного аппарата, а также семьи детей-инвалидов.