Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» столкнулась с неожиданной проблемой, став стартовым заказчиком и одним из первых эксплуатантов ближнемагистральных российских самолетов SSJ-100. Оказалось, что в федеральном бюджете на 2011–2013 годы не были предусмотрены средства для положенной компенсации части затрат на уплату лизинговых платежей. Впрочем, новая аэрофлотовская «дочка» «Россия» может стать первой авиакомпанией, получившей прямую господдержку как стартовый эксплуатант.
То, что лизинговые платежи за воздушные суда российского производства подлежат частичному возмещению, регламентируется соответствующим постановлением правительства 2002 г. Однако «Аэрофлот» не может получить эти средства, сообщил «Известиям» источник, близкий к компании.
По данным источника, авиакомпания пока вынуждена из собственных средств покрывать дополнительные расходы, связанные с начальным периодом эксплуатации самолетов SSJ 100. В «Аэрофлоте» оценивают размер недополученных субсидий в 564 млн рублей в год. Официальный представитель перевозчика не смог прокомментировать информацию о неполучении лизинговых субсидий.
Бюджет на следующий год уже принят, какие-то изменения в него могут быть внесены только через год, когда будет готовиться бюджет на 2013 год.
Согласно постановлению правительства, субсидия предоставляется государством ежемесячно из расчета 3/4 суммы процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией для приобретения воздушного судна, и дохода лизинговой компании, являющихся частями лизингового платежа.
«Аэрофлот» сегодня эксплуатирует три самолета SSJ-100, один из которых сейчас проходит техническое обслуживание. Первый лайнер был введен в эксплуатацию 16 июня, второй — 27 августа, третий — 8 ноября. «Суперджеты» летают из Москвы в Санкт-Петербург, Уфу, Минск, Нижний Новгород, Челябинск и Казань.
Между тем входящая в группу «Аэрофлот» петербургская авиакомпания «Россия» также столкнулась с финансовыми сложностями при начальном этапе эксплуатации другого типа самолетов — региональных Ан-148, произведенных на воронежском авиазаводе. Перевозчик выполняет полеты на шести Ан-148 по 23 направлениям, в том числе в 18 городов России. Но эти проблемы «Аэрофлоту» удалось решить.
«Россия» может стать первой компанией, которой государство окажет прямую финансовую помощь. В постсоветской истории страны ни одна из авиакомпаний, которые становились стартовыми эксплуатантами новой техники, такую госпомощь не получала.
— Минпромторг совместно с Минэкономразвития положительно рассмотрели вопрос о включении авиакомпания «Россия» как первого эксплуатанта Ан-148 для адресной поддержки с целью компенсации ее затрат на начальный период освоения данного воздушного судна в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие гражданской авиационной техники на 2002–2010 годы и на период до 2015 года», — сообщили «Известиям» в Министерстве промышленности и торговли.
Представитель ведомства пояснил, что в рамках этой ФЦП реализуются мероприятия по созданию и развитию системы послепродажного обслуживания современной авиационной техники. Однако выделенную сумму господдержки собеседник «Известий» назвать затруднился.
Представители «России» еще в августе говорили, что Ан-148 в 2010 году принесли компании 300 млн рублей убытков. Сумма лизинговых субсидий, получаемых «Россией», не покрывает убытков, возникающих при эксплуатации самолетов Ан-148, подтвердил «Известиям» источник, близкий к перевозчику. По его данным, за семь месяцев этого года убытки уже оценивались примерно в 450 млн рублей.
Стартовые эксплуатанты (компании, первыми получившие этот тип самолета) вынуждены нести существенные первоначальные расходы на подготовку персонала, открытие учебных центров, создание технических аптечек, складов запчастей и т. д., поясняет главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, на этом этапе любая финансовая помощь была бы важным подспорьем.