«Мы не гарантируем компании-разработчику, что она будет принимать участие в реализации проекта»

Министр культуры правительства Московской области Галина Ратникова — о компьютеризации подмосковных библиотек, закупке библиобусов и передаче исторических усадеб бизнес-структурам
Маргарита Сумарокова
Министр культуры Московской области Галина Ратникова. Фотография предоставлена пресс-службой правительства Московской области

Оценивая величину регионального бюджета, губернатор Московской области Борис Громов заявил, что «впервые область перешла планку в 500 млрд рублей». О том, какие проекты в области культуры поможет реализовать финансовая добавка, а также о внедрении в эту сферу системы частно-государственного партнерства «Известиям» рассказала министр культуры правительства Московской области Галина Ратникова.

— Известно, что бюджет на 2012 год почти вдвое превышает бюджет нынешнего года. Какая сумма выделена на культуру?

— В этом году бюджет на сферу культуры составлял около 2,8 млрд рублей, а в новом году цифра увеличится до 3,7 млрд рублей. За счет этого увеличения мы, в частности, сможем повысить заработные платы сотрудникам культурной сферы. Но главное, мы получаем финансирование наших долгосрочных целевых программ.

— Предусмотрены ли у вас какие-нибудь принципиально новые проекты?

— Об этом говорить пока рано: большинство наших «старых» проектов — долгосрочные. К примеру, многие дома культуры, библиотеки, построенные десятки лет назад, сегодня находятся в плачевном состоянии. Поэтому для поддержания культурной жизни в Подмосковье надо приводить в порядок учреждения: где-то просто провести косметический ремонт, а где-то полностью надо менять проводку, трубы, не говоря уже о технике и аппаратуре.

Я полностью поддерживаю инициативу нашего президента — к 1 июля 2012 года обеспечить все библиотеки компьютерами. Часть бюджетных средств пойдет как раз на реализацию этого требования.

Но представьте себе, будет стоять компьютер в отдаленной сельской библиотеке, спрашивается — кто будет им пользоваться? Сотрудникам, работающим уже несколько десятков лет, будет невероятно трудно перестроить свою работу и научиться компьютерной грамотности. Чтобы нанять новых специалистов, надо увеличить уровень зарплаты, поднять престиж профессии, поэтому, как видите, этот проект относится к разряду долгосрочных.

— А какие целевые программы у вас предусмотрены в новом году?

— Всего будет шесть областных целевых программ: развитие библиотечного дела, художественного образования, театральной деятельности, народного творчества, программа о перечне культурно-досуговых объектов, требующих капитального ремонта и технического переоснащения, и программа об охране объектов культурного наследия. По первым двум программам губернатор дал указание уже в 2012 году выделить средства на поддержание этих отраслей.

Поэтому мы уже запланировали 50 губернаторских премий (по 45 тыс. рублей) для лучших педагогов-художников. А для библиотечной отрасли за 2012–2013 годы будет приобретен 31 библиобус (передвижной библиотечный центр, имеющий постоянно обновляемый книжный фонд, доступ к сети интернет, библиотечным, правовым и различным специализированным базам данных. — «Известия»). Каждый мы прикрепим к одной из центральных библиотек.

— Сколько средств выделено на библиобусы?

— Всего за два года выделяется 217 млн рублей (по 7 млн на один библиобус). В 2012 году мы обеспечим ими 10 библиотек (думаю, первые появятся к марту), а в 2013 году — оставшиеся 21. Мы хотим посмотреть, насколько они будут популярны.

— Давайте вернемся к целевым программам...

— Программа по развитию театральной деятельности направлена на поддержку наших областных и муниципальных театров. Программа по капитальному ремонту и техническому переоснащению культурно-досуговых объектов — единственная из шести запланированных целевых программ, на которую уже в 2012–2013 годах зарезервировано более 1,5 млрд рублей. Дома культуры, по которым проектно-сметная документация уже готова, мы отремонтируем в следующем году, остальные — в 2013 году.

— Общественники жалуются на то, что охранные зоны многих объектов культурного наследия разрабатываются девелоперами недобросовестно. Что вы планируете в связи с этим?

— Мы за то, чтобы разработкой занимались те, кому принадлежат эти объекты. Утверждение, что девелоперы и инвесторы разрабатывают охранные зоны в своих интересах, неверно. Иначе мы подобные проекты не пропускаем — у нас имеются очень жесткие фильтры. За 10 лет не было ни одного дела, по которому было бы выявлено, что охранная зона, разработанная подрядчиком, противоречит действующему законодательству, и мы бы это пропустили. Что касается разработки охранных зон своими силами, то в этом году мы вложили деньги в разработку 195 зон. Но когда речь идет о больших средствах, мы заинтересованы, чтобы этим занимались инвесторы.

— Как обстоят дела с финансовой поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры? Будет ли им оказана поддержка в новом году и в каком размере?

— Для нас это очень актуальный вопрос. Только в июне был принят закон по государственно-частному партнерству, и теперь надо выработать такую схему взаимодействия с бизнесом, при которой и нам, и предпринимателям будет выгодно сотрудничать. Например, в усадьбе Мелихово есть участок земли, на котором бизнес мог бы построить гостиничный комплекс в духе музея-заповедника А.П. Чехова. Предположительно, чтобы разработать типовой проект гостиничного комплекса, который мы смогли бы потом применить и на других участках (допустим, для музея А.А. Блока и П.И. Чайковского), необходимо 4–5 млн рублей. Но, к сожалению, компании-разработчику мы не можем гарантировать, что она будет принимать участие в реализации этого проекта. По закону мы обязаны провести конкурс, на котором победителем может оказаться совершенно другая организация. Соответственно, разработчик останется не у дел. Поэтому на данный момент я вам не приведу ни одного примера ГЧП по успешному внедрению какого-либо проекта в сфере культуры. Но мы совместно с Минэкономики и Минимущества над этим работаем.

— Как вы относитесь к идее продажи объектов культурного наследия бизнесу?

— Некоторые усадебные комплексы Подмосковья можно и нужно продать: на их реставрацию требуются очень большие средства, которые в силах обеспечить лишь бизнес-сообщество. Но мы заключаем с ним охранные обязательства, согласно которым они обязаны согласовывать с нами свою деятельность, поэтому ситуация, когда на месте того или иного объекта вырастает коттеджный поселок, становится гарантированно невозможной.

— В столице активно развиваются различные современные проекты в области культуры: «Винзавод», Мультимедиа Арт Музей и многое другое. У вас планируется что-нибудь подобное?

— В здании Серпуховского музея мы собираемся создать музей известного фотохудожника Николая Андреева, уроженца этого города. Сегодня Серпуховский музей находится в очень плохом состоянии. Мы включим это учреждение в программу сохранения объектов культурного наследия и сделаем из него музей фотографии.