Министерство транспорта решило побороться с пробками путем изменения законов. Одна из идей ведомства — подготовить новый закон «Об организации дорожного движения». Эксперты считают, что результатом будет лишь увеличение бюрократической волокиты, а вот побороть пробки вряд ли поможет.
Подготовкой закона занимается входящий в структуру Минтранса Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Старший научный сотрудник организации Дмитрий Казьмин объяснил, что речь идет о целом ряде перемен.
Например, может быть введено правило, чтобы все строительные проекты проходили обязательную транспортную экспертизу. В НИИАТ рассуждают, что зачастую архитекторы ставят перед дорожниками невыполнимые задачи: о том, что понадобятся новые развязки, транспортники узнают лишь после возведения домов. Как было при возведении комплекса «Москва-Сити», который сначала построили, а потом выяснили, что нормально функционировать он не будет из-за отсутствия автомобильных въездов и выездов.
Руководитель бюро «Моспроект-5» Сергей Ткаченко скептически относится к новой задумке чиновников: в том, чтобы прописать это в законе, ничего плохого нет, но суть вопроса более всего зависит о того, кто именно будет проводить экспертизу. Архитектор уверен, что определение судьбы каждого дома федеральные власти брать на себя точно не станут.
Необходимость транспортной экспертизы связана еще с одним моментом. Через город проходят дороги федерального и регионального значения, а также муниципальные. Сейчас каждой из них занимается структура соответствующего уровня, в спорных ситуациях судьбу одного перекрестка могут решать сразу несколько ведомств. Дмитрий Казьмин вспоминает, как для того, чтобы заставить дорожные ведомства Москвы и Московской области согласовать свои планы друг с другом (например, генеральные планы регионов в части пересечения трасс), потребовалось вмешательство президента страны, своим указом увязавшим спорные документы. Похожая проблема есть у Москвы и с федеральными властями. Так, реконструкция Ленинградского, Новорижского или Минского шоссе, которые относятся к федеральным трассам, обернулась коллапсом на МКАД, которая является городской дорогой: развязки на пересечениях оказались не готовы принять большой поток машин с расширенных дорог. Впрочем, механизм подобных согласований пока не прописан, возможно, могут быть созданы отдельные дирекции или комиссии.
Еще одним существенным изменением станет закрепление в новом федеральном законе правил дорожного движения. Сегодня весь этот свод носит статус подзаконного акта. Туда же отправится дорожная разметка: расставлять светофоры и рисовать белые линии можно будет только в соответствии с федеральным законом.
Впрочем, участники процесса считают весь проект банальной бюрократической волокитой: президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что присвоение грифа серьезно утяжелит бюрократическую процедуру внесения изменений в правила, которая зачастую должна быть молниеносной. По теории правозащитника выходит, что никакие изменения российскому закону «О безопасности дорожного движения» в принципе не нужны: сейчас в документе все логично, есть основные положения, а есть дополнительные акты, которые все объясняют.
Научную работу в исследовательском институте должны закончить через три месяца. После этого заключение будет передано в Минтранс для разработки конкретных поправок в существующие законы. На осуществление работы институту было выделено 7 млн рублей. В Министерстве транспорта не нашли времени прокомментировать собственный проект. Информации о том, когда именно будет закончена работа над законом, в официальных документах ведомства не содержится.
Согласно данным, которые приводятся в материалах Минтранса, суммарные дополнительные издержки, связанные с перегрузкой автомобильных дорог, достигают в России 4–9% ВВП в год.