Московские власти обещают оборудовать специальными подъемниками для инвалидов эскалаторы на тех станциях метро, где уже невозможно прорыть шахту для лифта. Об этом рассказал глава департамента строительства Андрей Бочкарев.
В сентябре этого года столичное правительство отчиталось о том, что частично реализовало программу создания безбарьерной среды для инвалидов. В отчете речь шла в основном о дворах, тротуарах и подъездах. Относительно метрополитена в феврале звучало заявление главного архитектора проектной организации «Метрогипротранс» Николая Шумакова. Тогда он пообещал, что проекты всех новых станций будут включать в себя лифты для инвалидов.
- На сегодня у нас много сделано - спуски с тротуаров, пандусы в подъездах, но в метро человек на коляске пока практически не может попасть, - объяснила Жанна Сагирова, заместитель председателя Региональной общественной благотворительной организации инвалидов.
Теперь оборудовать для колясочников обещают и «старые» вестибюли. «Каждая новая станция метро будет оборудована лифтом для того, чтобы облегчить доступ людям с ограниченными возможностями, - пояснил Бочкарев. - Что касается старых станций, то на них мы специальным образом оборудуем эскалаторы. Это позволит инвалидам легко спускаться и подниматься, а также перемещаться по платформе».
В связи с тем, что реализация проекта не входит в принятую транспортную программу Москвы и начнется после 2015 года, подробностей относительно Бочкарев назвать пока не смог.
- В европейских городах на старых станциях, где нельзя оборудовать лифт для подъема инвалидов, на эскалаторе делается откидная ступенька, - рассказал председатель Общества равных возможностей «Все равны» Сергей Соколов. - Она крепится к перилам и к ступенькам эскалатора. На нее может заехать коляска, однако делается это при помощи сотрудников метрополитена. Правда, эскалатор приходится тормозить каждый раз когда это приспособление надевается или снимается с машины.
По мнению Соколова, гораздо проще было бы держать на каждой станции двух-трех сотрудников, которые могли бы при необходимости просто помочь человеку в коляске спустится. Этот вариант кажется оптимальным - он намного дешевле, и вполне способен обслужить нужды немногочисленных инвалидов, пользующихся московским метро. Такого же мнения придерживается и Сагирова.
- Подобные механизмы используются, например, в Стокгольме, - рассказал член общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. - Там одно из полотен эскалатора заменено на подъемник, на который можно закатить инвалидную коляску или туда может зайти женщина с ребенком в коляске. - Пространства для такого подъемника нужно ровно столько, сколько занимает одна эскалаторная лента. Правда этот механизм значительно снижает пропускную способность всего эскалаторного наклона.
Эксперт добавил, что уже есть технологии сооружения лифтовых шахт даже на существующих станциях - например, в Праге, на линиях, которые строились еще по советским проектам. Но и этот метод применим далеко не всегда – глубокие станции сооружаются под уже существующей застройкой и платформа расположена совсем не там, где находится входной вестибюль. Кроме того, сооружение таких лифтовых шахт ощутимо увеличит стоимость и сроки строительства.
Напомним, что с 2012 года стартует пятилетняя городская программа «Социальная поддержка жителей Москвы», которая предусматривает создание доступной среды для инвалидов. На ее реализацию из столичной казны будет направлено 2,1 трлн рублей.