Герои Манежной площади захлебнулись гневом

Фрондерский политический театр Кирилла Серебренникова напоминает Таганку 1960-х
Марина Шимадина
Прогон спектакля "Отморозки" Кирилла Серебренникова, фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Федоренко

Кирилл Серебренников поставил «Отморозков» со своими учениками в Школе-студии МХАТ, теперь спектакль вошел в репертуар его нового театра — «Седьмой студии».

Эта студенческая работа с самого начала привлекла внимание, потому что задумывалась как вторая часть дилогии к нашумевшему спектаклю «Околоноля». Картине разложившейся власти, ярко представленной в романе Дубовицкого/Суркова, режиссер решил противопоставить взгляд снизу, из самой народной гущи. Лежащая в основе «Отморозков» повесть Захара Прилепина «Санькя» — это горячая, захлебывающаяся гневом и горечью история современных нацболов, героев Манежной площади.

«Ре-во-лю-ци-я» — сначала шепотом, потом все громче и громче скандирует толпа агрессивных оборванцев, надвигающихся на публику из глубины сцены. Это почти документальные зарисовки — студенты Серебренникова ходили на митинги и общались с лимоновцами и другими молодежными группировками.

Дальше начинается сюжет про мальчика Гришу, который встречает на баррикадах свою первую любовь, попадает из-за нее в кутузку, но не предает товарищей, а в конце погибает во время захвата здания местной администрации. Все это поставлено очень просто, без привычных серебренниковских изысков и кунштюков.

Режиссер здесь тактично отходит на второй план, выводя вперед молодых актеров, играющих искренне и истово. Его фрондерский политический театр во многом напоминает Таганку 1960-х. За одним исключением: у режиссера нет готовых ответов, он просто предлагает задуматься о стране, в которой каждый из нас живет.

«Винзавод», 18, 19 ноября, 20.00