Новый премьер-министр Италии Марио Монти всего за два с половиной дня сформировал «кабинет экспертов». В нем он будет совмещать посты главы кабинета, а также министра экономики и финансов.
Монти родился в 1943 году. Окончил аспирантуру Йельского университета в США, занимал посты в различных финансовых комиссиях и комитетах. Был комиссаром ЕС по финансовому регулированию и комиссаром по вопросам конкуренции. Является президентом университета Боккони.
— Приход технократов к власти — свидетельство банкротства политиков, — говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Ставки на людей, которые находятся вне политического контекста, по его мнению, является иллюзией — кризис в Европе финансовый и экономический, но причины его политические.
— От нового итальянского правительства стоит ожидать катастрофических результатов. То, что технократы работают лучше политиков, — это миф, — полагает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
По мнению эксперта, бухгалтер не может быть руководителем предприятия. Его задача — сдерживать порывы руководителя. Финансовая сфера всегда консервативна, поэтому финансист не способен эффективно управлять страной.
Впрочем, в правительстве Марио Монти будут работать и люди с политическим опытом. Например, у министра по развитию и инфраструктурам Коррадо Пассера — левый и антиберлусконианский шлейф. Министр по международному сотрудничеству Андреа Риккарди — известный христианский проповедник.
Если премьер сконцентрируется исключительно на финансах, то такие сферы, как образование, социальная сфера и оборона останутся без должного контроля, считает считает заведующий кафедрой политики Европейского союза МГИМО Олег Барабанов.
— Италия в последние годы была одной из экономических опор России в Европе. Это и сотрудничество с газовым концерном Eni, и с автоконцерном Fiat, и проекты с сфере промышленной химии, — говорит завкафедрой мировой экономики и политики Высшей школы экономики Максим Братерский.
Ясно, что новый премьер по определению должен будет плотнее работать с Брюсселем, чтобы решать всякие долговые и финансовые проблемы, чем с Москвой. Однако резкого снижения деловой активности, по его мнению, ожидать не стоит: все крупные контракты, заключенные в последнее время, не были персонифицированы, заключались на долгий срок. Например, контракт между «Газпромом» и Eni рассчитан на 30 лет.
В ближайшее время вновь сформированному кабинету предстоит заручиться обязательным вотумом доверия в обеих палатах парламента, а также предложить экстренную экономическую программу, нацеленную на сбалансирование бюджета Италии к 2013 году.