"Бой с тенью 3": Бокс после кокса

Лучшее, что есть в «Бое с тенью-3», — это Андрей Панин, отрастивший косу шаолиньского монаха
Андрей Щиголев
фото:ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин

В третьей части одной из самых успешных и долгоиграющих российских франшиз Колчин бросает бокс ради кокса, блондинок и телевизионных шоу. Теперь он тренер и шоумен. Когда его подопечного на ринге отправляет в кому заезжий гастролер, Тема берется за ум, вспоминает о жене и дочери и готовится снова выйти на ринг, чтобы отомстить.

Первый «Бой с тенью» имел стойкий сериальный привкус и выезжал во многом за счет феноменального успеха «Бригады», яркого Панина и интересного дебютанта Дениса Никифорова. Во второй части Сидоров оставил за собой роль продюсера, уступив режиссерское кресло дебютанту Мегердичеву.

Тот совершенно неожиданно произвел на свет, пожалуй, самую яркую российскую картину в жанре экшен. Генномодифицированный сценарий, в котором отечественный герой вписывался в традиции и реальность американского жанра, положенный на лихой монтаж, придал истории легкий налет голливудской брутальности и стойкий привкус качественного американского общепита.

После второго «Боя» ходили слухи, что Сидоров мог ревновать к успеху своего протеже — во всяком случае о совместной работе друг с другом оба отзываются очень осторожно. Как бы то ни было, Антон Мегердичев после «Боя» поставил под руководством и по сценарию Сидорова «Темный мир», после чего, заработав славу звезды жанра, отправился к Толстунову снимать «Метро 2033». А Сидоров — реинкарнировать Колчина и компанию.

В третьей серии невезучий Колчин в исполнении Дениса Никифорова, который вопреки чаяниям Сидорова так и не стал звездой, отправляется в Гонконг, следуя по пути героев раннего Ван Дамма и золотых дней студии Golden Harvest. Культурный код срабатывает как отмычка, из глубин подсознания на экран лезут фантомы-образы из видеосалонов 1990-х, китайская лапша, велорикши, наркоторговцы, агенты Триады в черных костюмах и всё, что только можно вообразить по данной тематике.

Самое интересное во всем сериале — трансформация образа Вагита Валиева в исполнении Андрея Панина. Будучи стопроцентным мерзавцем в первой части, побывав соратником Колчина по несчастью во второй, к третьей он преобразился в натурального героя, наделенного комедийными функциями и ударными репликами. В паре с "деревянным" Денисом Никифоровым, который в шкуру Колчина влезает с различимыми страданиями на лице, пластичный и ресурсоемкий Панин смотрится по-прежнему свежо, ярко и сочно. Ему, резиновому, любые трансформации к лицу. В новом «Бое» бывший бандит Вагит Валиев отрастил косу шаолиньского монаха, обзавелся брутальной любовницей и воспылал трепетными дружескими чувствами к Артему Колчину.

Панин, однозначно, лучшее, что есть во третьем фильме. Как во всей серии на высоте — постановка боксерских поединков. В остальном — годы вынужденного продюсерства дают о себе знать. Третья серия у Сидорова получилась натужной, надуманной и вызывающе провинциальной. То, что Мегердичев гасил сумасшедшим драйвом, Сидоров выносит на первый план - тут и русофильские анекдоты, и шуточки на ту же тему, полностью проваленный второй план и традиционные для русского жанра проблемы со сценарием.

За те несколько лет, что прошли между вторым и третьим «Боями», российский экшен стал дефицитным товаром. О том, что на экранах больше нет «Кода Апокалипсиса», «Обратного отсчета» или «Личного номера», никто никогда не пожалеет. Их громкие провалы, за которыми стояли миллионы государственных долларов радовали, радовали как столкновения планет в каких-то неизвестных галактиках, на съемках этих картин оттачивали мастерство каскадеры, а критики точили о них свои перья. Но их исчезновение с экранов — индекс общего невеселого состояние индустрии.

В этом контексте появление третьего «Боя» при всех его очевидных несуразностях, слабостях, при его вторичности и аляповатости — событие. А вероятный успех «Боя» в прокате — крошечный шанс на то, что российский жанр сможет застолбить свое скромное место под палящим голливудским солнцем. И тогда четвертого «Боя» не миновать.