Госдума приступила к сокращениям

В нижней палате парламенте останется 15–17 комитетов из существующих 32, выяснили «Известия»
Александра Баязитова
фото: Сергей Мамонтов

Госдума учла опыт Совета Федерации, уже утвердившего свою новую структуру (комиссии упразднены, число комитетов сокращено с 27 до 10). Новая конфигурация нижней палаты должна быть готова к концу декабря. Именно тогда партии, прошедшие в парламент, соберутся на первое заседание, чтобы разделить портфели глав комитетов и высшего руководства Думы.

Сокращать есть что: традиционно около 70% всех законопроектов рассматриваются всего шестью комитетами, остальные 26 обеспечивают рассмотрение 30%. Некоторые комитеты за весеннюю сессию поработали лишь над несколькими проектами. Например, комитет по молодежной политике рассмотрел один закон, тогда как комитет по госстроительству — 215.

— Эффективность работы комитетов и будет критерием, согласно которому будет реформирована структура Госдумы, — говорит замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов. По его словам, в течение месяца работа комитетов будет проанализирована, и к первому заседанию новым депутатам будет предложена новая схема.

Комитеты, рассмотревшие менее трех законопроектов, будет упразднены, 10–20 — объединены с другими, рассказывает источник «Известий» в генсовете ЕР.

— Мне уже сообщили, что нашего комитета в будущей Думе не будет, — рассказал «Известиям» первый зампред комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока (рассмотрел в прошлую сессию семь законопроектов) Василий Усольцев. — Считаю, что это глупость.

Малую эффективность комитета Усольцев связывает не с плохой работой депутатов, а с низким интересом исполнительной власти к проблемам, которые комитет рассматривает.

— Мы фактически работали в стол, так как правительство не интересовалось нашими инициативами, — говорит он.

— Пока окончательного решения нет, но предварительно комитет по делам национальностей (рассмотрел в прошлую сессию пять законопроектов. — «Известия») будет объединен с комитетом по местному самоуправлению (18 проектов) и комитетом по делам религиозных организаций (также 18 проектов), — сообщил первый зампред этого комитета Аркадий Баскаев. — Что странно, ведь в правительстве эту проблематику курирует целый вице-премьер.

При разработке новой структуры Госдумы реформаторы будут в первую очередь руководствоваться структурой правительства и профильных министерств, отмечает Баскаев.

Если в Госдуме комитеты будут повторять профильные департаменты в правительстве и соответствующих министерствах, то работа будет идти эффективнее, ведь тогда собрать группы и работать над проектами станет намного проще.

— Исходя из структуры правительства, думаю, останется не более 15–17 комитетов, — подсчитал глава ликвидируемого комитета по делам молодежи Павел Тараканов.

В аппарате Госдумы подозревают, что все закончится плохо прежде всего для него самого.

— Ну сократят они комитеты, а потом выяснится: есть «хороший» человек, которому нужна престижная должность, и вот комитет создан, — говорит собеседник «Известий» в аппарате одного из комитетов. — А таких «хороших» людей в нынешнем списке «Единой России» достаточно.

Начальников останется столько же, а рабочих лошадок посокращают, чтобы отчитаться: реформа состоялась, заключает источник «Известий».