Скрипач Михаил Гантварг возглавил «пожарную команду»

15 ноября определится дата выборов, после которых профессор Гантварг может стать ректором Санкт-Петербургской консерватории
Ирина Тумакова,
Михаил Гантварг, фото: fontanka.ru

В Петербургской консерватории вновь поменяли ректора: в пятый раз за последнее 10-летие, в третий — за год. Новым исполняющим обязанности стал скрипач, профессор Михаил Гантварг. Именно его кандидатура называлась в многочисленных письмах министру культуры с момента скандального увольнения Сергея Стадлера.

В конце августа, когда встал вопрос о назначении нового ректора, Минкульт не прислушался к музыкантам и назначил и.о. ректора пианиста Олега Малова. На выборах в канун Нового года он должен был лишиться или приставки «и.о.», или должности. Его сторонники и противники начали обвинять друг друга в одном и том же, а именно в попытке заранее обеспечить результат голосования с помощью «карманных» ученых советов. Последних в вузе стало два — «старый» и «новый». И каждый готов был к «революции снизу». Но до этого дело не дошло.

— В четверг, 10 ноября, я неожиданно узнал, что отстранен, — рассказал «Известиям» Олег Малов. — Шло обычное совещание, когда в мой кабинет вошел глава департамента образования Министерства культуры Олег Неретин. После совещания он вручил мне приказ.

Официальные причины отставки, по словам Малова, в приказе не названы. Неофициальные пианист предпочел не комментировать. Можно предположить, что в министерстве просто устали от бессмысленных передряг в старейшем музыкальном вузе страны.

Противники Малова называют произошедшее «реакцией на то, что творилось в консерватории в последние месяцы». Упреки прежние: забытая музыка и финансовые нарушения (в том же обвиняли и троих предшественников Малова, включая Стадлера).

— Малов установил оклады и надбавки, не подтвержденные бюджетом, финансовое положение катастрофическое, — сообщил «Известиям» народный артист России Павел Егоров. — Чтобы завершить финансовый год, за дело придется браться «пожарной команде».

Олег Малов парирует: катастрофа началась до его прихода, он же повысил только неприлично низкие оклады библиотекарей, фольклористов, хореографа театра.

— Зато я сократил должности пяти проректоров, получавших по 120 тыс., сэкономив для консерватории 600 тыс. рублей в месяц, — добавляет Малов. — Планировал и дальше сокращать многочисленных помощников и советников с неоправданно огромными окладами.

В будущем году Санкт-Петербургская консерватория отметит 150-летний юбилей. На праздники правительство адресовало 42 млн рублей. Существует и распоряжение о выделении 3,5 млрд на реконструкцию здания, но последние скандалы — в первую очередь финансовые — отправили документ «под сукно».

Теперь в консерватории может наступить если не финансовое благополучие, то хотя бы мир. Фигура Гантварга во главе «пожарной команды» устраивает большинство: он обладает авторитетом в музыкантских кругах, кроме того, даже противники называют его человеком безусловно порядочным.

— Моя первая задача — чтобы в консерватории говорили о музыке, а не о том, кто подал в суд и кто написал в прокуратуру, — заявил «Известиям» Михаил Гантварг. — Главное, для чего мы работаем, это учебный процесс, а не все эти полукриминальные истории.

Точная дата выборов, после которых «и.о.» Гантварг может стать ректором, будет назначена ученым советом 15 ноября.