Муниципалитеты принудят к размещению предвыборной рекламы

ЦИК законом обяжет местные власти предоставлять рекламные площади для информирования избирателей
Евгений Ершов
Директор Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) Александр Иванченко. Фото: Екатерина Штукина

Центризбирком готовит поправки в федеральное законодательство, которые обяжут муниципалитеты выделять квоты рекламных площадей для бесплатного размещения информации. Об этом 11 ноября заявил директор Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) Александр Иванченко.

— К сожалению, рекламный рынок у нас регулируется слабо. Растяжки и билборды находятся в ведении муниципалитетов, которые воспринимают эти площади как свою коммерческую вотчину. Возникают споры, когда они говорят нам: «А вы сначала заплатите за то, чтобы мы сняли рекламу, которая уже висит!» В этом случае мы говорим: «А как вы заключали договор, если знали, что у вас выборы?» Не хочу называть конкретные города, но мы по завершении избирательного цикла подготовим поправки в закон, которые обяжут выделять квоты на бесплатное информирование граждан, — заявил Иванченко.

Поправки будут внесены, по словам Иванченко, в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

— Информирование граждан — это обязанность государства, и нельзя пренебрегать ею в угоду чьим-то личным бизнес-интересам. И поправки, которые мы готовим, должны коснуться выборов всех уровней, — пояснил руководитель РОЦИТ «Известиям».

При этом стилевого оформления, которое разрабатывает организация Иванченко для избиркомов, грядущие поправки в закон не коснутся: внешний вид предвыборной информации останется на совести регионов.

— Мосгоризбирком в этот раз пошел своим путем и разработал свой стиль оформления, на мой взгляд, неудачный, проблемный. Это наша недоработка, что они не воспользовались разработанными нами материалами, но законодательно на это влиять мы не будем. Во многих случаях наш стиль воспроизвели полностью, в других — адаптировали с учетом местной специфики. Пусть делают, как считают нужным, необходимо давать субъектам больше самостоятельности, — считает Иванченко.

Поправки, по его мнению, могут вступить в силу уже к президентским выборам в марте 2012 года.

Управляющий партнер медиаагентства Ad O’Clock, член Общественной палаты Владимир Филиппов заявил «Известиям», что инициативу ЦИК поддерживает.

— На бюджеты наружной рекламы приходится обычно 10% медиапланирования, то есть это десятая часть всех потребителей рекламы. И закон такой необходим хотя бы потому, что нигде до сих пор не сказано, платной должна быть реклама избиркомов или бесплатной. Вот и возникают споры, которые должны быть урегулированы. ФАС уже сделала разъяснение, что социальная реклама на ТВ не идет в зачет коммерческой. Аналогичные шаги, в том числе и законодательные, должны быть сделаны и для наружной рекламы. И для рекламы ЦИК вполне можно сделать разъяснение, приравняв ее к социальной, — считает бизнесмен.