Принудительная эффективность

Правительство обяжет компании с госучастием закупать нефтепродукты на электронных площадках
Петр Гельтищев
фото: REUTERS

Не успел еще вступить в силу закон, регламентирующий порядок осуществления госзакупок, как его уже предлагают уточнить. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендует правительству обязать компании, где у государства контрольный пакет, закупать нефтепродукты в электронной форме. Эксперты полагают, что это может сэкономить им до 25%.

Федеральному закону «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», который вступает в силу с 1 января 2012 года, как полагают в ФАС, недостает одной важной детали. В нем не регламентируются закупки нефтепродуктов компаниями с государственным участием. В связи с этим ведомство предлагает включить нефтепродукты в перечень товаров, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Такая мера позволит увеличить прозрачность закупок дистиллятов и устранить существующие в этой сфере злоупотребления, пояснил начальник управления контроля размещения госзаказов ФАС Михаил Евраев.

Участники нефтепродуктового рынка инициативу ФАС восприняли без энтузиазма. Так, источник в одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний заметил, что введение для госструктур обязанности по осуществлению закупок в электронной форме может существенно усложнить порядок взаимодействия потребителей с поставщиками.

— Трудно себе представить, чтобы местная авиакомпания стала закупать керосин с НПЗ, расположенного в той же области, через электронную площадку, а не напрямую, — говорит собеседник «Известий».

В свою очередь, в «Российских железных дорогах», одном из крупнейших покупателей нефтепродуктов, топливо приобретают на конкурсной основе по прямым договорам — часто по ценам ниже рыночных, уверяют в компании.

Более того, прогнозируемый ФАС положительный эффект, как полагают эксперты, не будет равномерным. По словам директора по развитию «Кортеса» Павла Строкова, экономия для каждой компании, перешедшей на закупку нефтепродуктов на электронных площадках, будет индивидуальной, в зависимости от того, насколько активно использовались услуги посредников. Кроме того, предлагаемая ведомством мера, как заметил заместитель генерального директора «РТС Тендер» Роман Львов, на ценах нефтепродуктов может сказаться лишь в тех регионах, где существует значительное число продавцов.

— Например, за Уралом вряд ли стоит ждать существенного удешевления нефтепродуктов, закупаемых госкомпаниями, поскольку концентрация поставщиков там очень мала, — пояснил эксперт. Он также напомнил, что в рамках действующих правил поставщик имеет право сменить торговую площадку, если его не устраивают условия работы на ней.

Впрочем, потенциал для экономии средств, расходуемых госкомпаниями при закупках в электронной форме, всё же имеется. По мнению Романа Львова, в отдельных случаях она может составлять до 25%. Переход, добавил Павел Строков из «Кортеса», позволит покупателям экономить на конъюнктуре, а рынку даст ценовой показатель, который будет отражать уровень цены того или иного нефтепродукта.

— После этого будет сложно обосновать, почему товар продается по цене выше рынка, — подытожил эксперт.