Шаде ушла под сцену

Спрос на концерт британской группы Sade оказался предельным. Но потратиться, право, стоило
Михаил Марголис
фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Сайченко

Такому соул-фанковому «изюму» из середины 1980-х, как Sade, грешно было бы безвозвратно исчезнуть на заре текущего века. Хотя многим, в том числе самим участникам группы, могло показаться, что ставший трижды «платиновым» альбом Lovers Rock (2000) и американское гастрольное турне 2001 года в его поддержку — изящная точка в истории Sade.

Группа замолкла почти на целое десятилетие. Ее музыканты что-то творили по отдельности, но грациозная темнокожая леди Хелен Фолошаде Аду, или коротко — Шаде, чьим именем названа команда, совсем исчезла из виду.

То, что в прошлом году Sade возродилась, — для нашей публики отдельный презент. Столько лет кайфовать под Smooth Operator и хотя бы раз не услышать сие «живьем» — досадное упущение. Теперь все сложилось. 52-летняя Шаде, сохранившая шарм, голос, оригинальный состав группы, дополненный укрупненной ритм-секцией и парой брутальных негритянских бэк-вокалистов, порадовала Москву одной из самых точно и эффектно поставленных концертных программ года.

Рассчитанный на дворцы спорта перформанс Sade вписали в более компактный и театральный «Крокус Сити Холл». Организаторы концертов усилили luxury-эффект, создав перед сценой полукруглый VIP-партер из мягких стульев, за которым каскадом разворачивался партер традиционный (будем считать его амфитеатром или бельэтажем). Над всем этим нависал переполненный народом балкон.

Приезд Шаде справедливо выделяли как одно из ключевых событий музыкального сезона, и спрос на билеты, естественно, оказался предельным. Потратиться, право, стоило.

Двухчасовое действо, с которым Sade колесит по Европе, а затем проследует к Персидскому заливу и в Австралию, делится на три равномерных блока, в ходе которых меняется все: одеяния солистки, расположение музыкантов, общее настроение и визуальная составляющая концерта.

На старте, как бы в обратной перспективе, рисуется весь путь группы: успешную прошлогоднюю тему Soldier Of Love сменяет самый первый сингл Sade — Your Love Is King (1984). На фоне экрана-стены, где исполинские темные силуэты людей поначалу выглядят неким воинственным отрядом, Шаде в темном комбинезоне исполняет более половины композиций из последнего альбома. Группа, развернутая по всей сцене, постепенно собирается на одном ее фланге и там, компактно разместившись, играет In Another Time, завершающую первый блок программы.

Второй — после красочной видеоинтерлюдии с ночными панорамами Нью-Йорка и Чикаго — Шаде, одетая в белое, открыла незабвенной Smooth Operator. Эта композиция и проникновенно исполненная следом баллада Jezebel — с саксофонным соло и крупными черно-белыми планами рук музыкантов, играющих на клавишных и струнных, вызвала повышенный восторг.

Игра теней, силуэтов, контуров, света и красок продолжалась и в третьей части спектакля. Шаде то пела залу сквозь полупрозрачный занавес и ветви оголенных деревьев, то подходила к краю сцены и говорила о себе — искренне, без позерства.

All About Our Love Шаде исполнила, заняв место между бэк-вокалистами — редкий случай для фронтвумен. Порой она низко кланялась своим музыкантам и делала нечто типа книксена. Ступала по сцене босиком и, выйдя в красном платье на бис, вознеслась на тумбе-трансформере почти к колосникам. Оттуда Шаде с темой Cherish The Day сошла в разверзнувшийся на сцене проем. Створки над ней сомкнулись. Действо, каждый номер которого заслуживает отдельного пересказа и способен жить самостоятельно, вне контекста конкретного шоу, завершилось. Красиво, легко, деликатно, затейливо. Абсолютно в духе Sade.