В автобус — по паспорту

Минтранс внедрит паспортный контроль на междугородние автобусные рейсы
Евгений Девятьяров
фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Кривобок

Билеты на междугородние автобусы скоро будут именными, и покупать их необходимо будет по паспорту. Так же как и на поезд или самолет. Эти меры направлены на обеспечение безопасности и предотвращение террористических актов на транспорте, объясняют в Минтрансе. Участники рынка поддерживают эту инициативу, но отмечают, что она только частично поможет справиться с проблемой.

Минтранс в рамках реализации закона о транспортной безопасности подготовил проект приказа об отдельных маршрутах перевозки автомобильным транспортом, на которых на пассажиров будет распространяться требование о предъявлении паспорта. Этот документ уже прошел согласование в МВД России, сообщили «Известиям» в Минтрансе.

Новые правила регистрации пассажиров относятся прежде всего к таким регионам, как Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкарская республика, Северная Осетия — Алания и другим областям юга страны. Также в зону повышенного контроля отнесены Москва и Санкт-Петербург вместе со своими областями. В документ вошли и еще около 30 городов, в основном из центральной части России (например, Нижний Новгород), а также, в частности, Петрозаводск и Челябинск.

Посадка пассажиров в автобус будет проходить при предъявлении контролеру именного билета и паспорта (или другого удостоверения личности), а для детей до 14 лет — свидетельства о рождении, отметили в Минтрансе.

Впрочем, пока еще не разработаны нормативные документы, которые предусматривают процедуру установления личности пассажира при посадке в автобус междугороднего сообщения. Поэтому преждевременно говорить о том, что приказ вступит в силу в ближайшее время, уточняют в Минтрансе.

Но когда это наконец случится, пассажиров, пользующихся услугами регулярных межобластных автобусных перевозок, будут учитывать с помощью автоматизированных централизованных баз персональных данных. Данная мера должна позволить отслеживать перемещение конкретных пассажиров на регулярных маршрутах междугородного сообщения.

Между тем на всех московских автовокзалах и станциях просят показать паспорт при покупке билета уже последние 2–3 года. В некоторых регионах также требуют документы. Генеральный директор волгоградской частной автобусной компании «Ной» Георгий Мезников сообщил «Известиям», что в его компании билеты продаются только при предъявлении паспорта уже последние восемь лет. Без паспорта перевозят только детей. По словам топ-менеджера, компания иногда предоставляет по запросу правоохранительных органов персональные данные своих пассажиров.

Впрочем, любой пассажир сегодня имеет право отказаться выполнить требование предъявить паспорт, сославшись на то, что не желает сообщать кассиру свои персональные данные.

И, несмотря на все планы Минтранса, любой перевозчик сможет законным способом уклониться от исполнения этих требований, отмечают эксперты. Так, уставом автомобильного транспорта предусмотрена перевозка пассажиров по договору фрахта с установленным расписанием движения и маршрутом перевозки. Это позволяет перевозчикам под видом заказных рейсов осуществлять регулярные междугородные перевозки. Выгода такой модели бизнеса в том, что заказные перевозки не подпадают под приказ Минтранса об организации межрегиональных автобусных перевозок, поэтому на них не распространяются и все требования, предъявляемые к такого видам перевозкам, в том числе и в части имеющихся планов внедрить систему оформления билетов по паспорту.

В Москве, например, заказные перевозки составляют 70% от общего количества.

— Около 3 тыс. автобусов прибывает ежедневно в Москву из других регионов. Из них треть — на официальные автовокзалы и автостанции (их в Москве девять). А еще две с лишним тысячи — это заказные, которые останавливаются возле железнодорожных вокзалов, в переулках, возле метро и школ, — сообщил «Известиям» первый вице-президент единой транспортной системы «Российские автобусные линии» Вячеслав Крючков.

По его сведениям, расходы на создание автоматизированной базы данных и оборудование рабочих мест кассиров будут финансироваться из федерального бюджета и не ударят по перевозчикам. А расходы эти немаленькие. По оценкам Минтранса, направленным в профильные ведомства, создание с нуля одного рабочего места кассира, обеспеченного необходимым программным оборудованием, обойдется примерно в 30 тыс. рублей. Средний автовокзал должен быть оснащен хотя бы двумя кассами. Кроме того, потребуются постоянные расходы на обслуживание техники и оплату услуг по передаче данных.