Бриллианты Екатерины Первой продадут в Женеве

В 1711 году драгоценности будущей супруги Петра Великого помогли России спасти армию
Юрий Коваленко,

Украшения из редчайших бриллиантов, которые некогда принадлежали будущей российской императрице Екатерине Алексеевне, спутнице Петра Великого, будут выставлены на продажу на аукционе Sotheby's. Речь идет о колье, броши и сережках, изготовленных из этих камней в середине XIX столетия. Торги пройдут в Женеве 15 ноября.

Екатерина Алексеевна пожертвовала драгоценностями во имя достижения мира с Оттоманской империей, преподнеся их султану Ахмеду III. Бриллианты помогли России заключить мирный договор во время неудачного Прутского похода в Молдавию в июле 1711 года. Об этом эпизоде повествует Вольтер в «Истории Российской империи во время правления Петра Великого».

В соответствии с принятыми на Востоке традициями переговоры с сувереном или его представителями начинались с подношения подарков — иными словами, с подкупа. На эти цели из царской казны выделили 150 тыс. рублей. Со своей стороны, Екатерина собрала драгоценности, которые она захватили с собой в поход, и вместе с царским посланием направила их Великому визирю. Щедрые дары будущей императрицы — они с Петром Великим пошли под венец в 1712 году — сыграли свою роль, и мир был заключен.

В дальнейшем екатерининские бриллианты оказались в государственной казне Оттоманской короны. Они снова пошли в дело, когда султан Абдул-Хамид II преподнес изготовленные из них колье, брошь и сережки принцессе Эмин Ханим, жене вице-короля Египта, по случаю рождения наследника трона.

Эмин Ханим после смерти мужа правила Египтом вместе со своим сыном — принцем Мохамедом Абдулом Монеймом до 1914 года, когда Египет стал британским протекторатом. Лишившись трона, принц укрылся в Женеве, захватив с собой драгоценности.

Сет из колье, броши и серег с российскими камнями впервые ушел с молотка на аукционе Christie's в 1963 году и в течение полувека оставался в частной коллекции. Сегодня его оценивают в $10 млн. По мнению экспертов, продажа бриллиантов такого высочайшего класса, да еще имеющую поразительную историю, — событие исключительное.