Саудовский наследник не потерпит у себя «Аль-Каиду»

Король Абдалла назначил наследником престола принца Наифа ибн Абдель Азиза
Константин Назаренко
Наиф ибн Абдель Азиз. Фото: REUTERS

Выбор 87-летнего монарха стал неожиданностью: еще несколько дней назад источники при королевском дворе утверждали, что новым наследником династии Саудитов станет младший брат Наифа, Салман ибн Абдель Азиз. 78-летний принц Наиф, возглавляющий МВД Саудовской Аравии, считался слишком большим консерватором даже для саудовской королевской семьи.

«Наиф не очень хорошо относится к демократическим реформам, проведенным королями Фатхом и Абдаллой, то есть к административной реформе, к введению муниципальных выборов, — подтвердил «Известиям» эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — Но принц — очень влиятельная фигура в стране, он основная фигура в клане Судаири, самой влиятельной из многочисленных ветвей правящей династии».

После вступления на престол — а судя по состоянию здоровья короля Абдаллы, ждать этого осталось недолго, принц Наиф почти наверняка постарается ликвидировать робкие зачатки демократии, введенные в Саудовской Аравии его старшими братьями. Во главе министерства внутренних дел новый наследник в особенности прославился созданием и развитием печально знаменитой «религиозной полиции», отслеживающей малейшие отступления от исламского дресс-кода на улицах городов и беспощадно карающей нарушителей.

С другой стороны, именно под руководством Наифа саудовская полиция ликвидировала всю сеть «Аль-Каиды» в самой Саудовской Аравии. Принц является известным адептом практики «экспорта терроризма», в рамках которой потенциально опасный элемент поощряется на экстремистские действия исключительно за границей.

«Активных исламистов с помощью всевозможных фондов быстро отправляют из страны на «фронты мирового джихада», чтобы они не пакостили внутри страны, — пояснил Сергей Демиденко. — Если с приходом Наифа ситуация внутри страны ужесточится, станет больше недовольных властями, а значит, придется рассылать их по миру в еще больших количествах. Направлений много. Это Ливия, Ирак, Сирия, Египет, Средняя Азия».

Впрочем, не все ожидают от нового саудовского наследника взрыва «экспорта терроризма».

«Радикальная оппозиция в стране подавлена, и выдавливать ее за рубеж особой нужды сейчас нет, — заметил «Известиям» эксперт Института востоковедения РАН Борис Долгов. — Скорее, саудиты будут поддерживать уже существующие в других странах группировки, не создавая новых».

Ключевое слово при определении позиции пока еще принца Наифа — консерватизм. Он хотя и считается не старым по арабским меркам, но 78 лет — уже не тот возраст, когда хочется преобразовывать мир. Поэтому можно рассчитывать на то, что продолжатся тесные отношения с США, которые помогают Эр-Рияду соперничать с Ираном.

Тегеран останется врагом, разумеется, но не более чем сейчас. Но вот экспорт исламистов вполне возможен. Кругом полыхают арабские революции, и глава МВД прекрасно понимает, насколько это хорошая возможность усилить влияние саудитов в мусульманском мире.