Британия и Франция не могут воевать без американцев

Операция в Ливии показала колоссальный разрыв между США и остальными членами альянса
Кирилл Зубков
фото: REUTERS

В понедельник официально завершается военная операция НАТО по обеспечению бесполетной зоны над Ливией. Несмотря на просьбы новых властей страны, Североатлантический совет в пятницу постановил полностью покинуть ливийское воздушное пространство и территориальные воды после 31 октября.

Каддафи убит, власть в Триполи передана так называемым повстанцам из Переходного национального совета (ПНС). Однако тот факт, что НАТО потребовалось более чем полгода на разгром армии Ливийской Джамахирии, — не самой сильной на Ближнем Востоке — заставляет задуматься о степени боеспособности Североатлантического альянса в целом.

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин констатировал, что ливийская операция выявила колоссальный военный и технологический разрыв между США и остальными странами, входящими в альянс.

— Выяснилось, что даже наиболее сильные европейские державы, входящие в НАТО, — Франция и Англия — не в состоянии вести войну без американской помощи, — сказал Рогозин «Известиям». — Французам и англичанам хватило сил только на тактическое бомбометание. Основной удар, ослепивший и обезоруживший ливийскую армию, был нанесен американскими крылатыми ракетами в первые часы войны.

Кроме того, добавил постпред, США обеспечили всю логистику, тыловую инфраструктуру, а главное — воздушную и космическую разведку, без которой была бы невозможна в том числе и поимка Муамара Каддафи, закончившаяся расправой над ним.

— Концепция НАТО предусматривает возможность одновременного ведения двух локальных войн и шести местных конфликтов, — напомнил Дмитрий Рогозин. — Между тем операция в Ливии, по своим масштабам до локальной войны отнюдь не дотягивающая, отвлекла на себя практически все силы европейских членов альянса. В случае возникновения нового очага напряженности у границ Европы НАТО оказалось бы просто нечем ответить.

Между тем угроза возникновения подобных очагов у южных границ Европы очевидна аналитикам даже в самих странах альянса.

— Смерть Каддафи не означает умиротворения Ливии, — констатировал в беседе с «Известиями» эксперт лондонского Объединенного королевского исследовательского центра (RUSI) Шашанк Йоши. — Новые власти до сих пор не смогли взять под контроль все арсеналы свергнутого режима, неизвестна также судьба остатков оружия массового поражения, накопленного режимом Каддафи.

В последние годы своего правления, пытаясь примириться с Западом, бывший ливийский лидер начал уничтожение своего химического и бактериологического оружия, напомнил британский эксперт, однако война помешала завершению этого процесса. Где и в чьих руках находятся неутилизированные боеприпасы, до сих пор в точности неизвестно.

Похоже, НАТО в ближайшее время придется сменить свое стратегическое направление с востока на юг, считает Дмитрий Рогозин.

— Система ПРО, призванная защитить Европу от гипотетических иранских ракет, которых нет и неизвестно когда будут, напоминает линию Мажино, старательно возводившуюся французами на границе с Германией перед началом Второй мировой войны, — заметил российский постпред.

Как известно, германские войска в 1940 году легко обошли эту линию, зайдя французам с фланга. Нечто подобное может произойти и сегодня: увлекшись обороной на восточном направлении, НАТО рискует оказаться безоружной перед угрозой исламского фундаментализма с юга.