Компания «Энергопром» (занимается производством углеграфитовой продукции, входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) может начать зарубежную экспансию и рассматривает несколько вариантов сделок по слиянию и поглощению в отношении своих конкурентов. Цель компании — в 2015 году войти в тройку лидеров мирового рынка углеграфитовой продукции по объему выручки.
«Энергопром» планирует увеличить выручку до $1 млрд, а стоимость компании — до $1,5 млрд за счет органического роста и сделок M&A (слияния и поглощения), рассказал «Известиям» гендиректор «Энергопрома» Алексей Надточий. Таким образом, компании нужно увеличить оборот примерно втрое — ожидается, что по итогам этого года он составит около $360 млн.
Задача — увеличить долю на мировом рынке графитированных электродов (объем этого рынка $6,5–7 млрд) в два раза с нынешних 4–5% (по данным компании). На мировом рынке угольных электродов доля «Энергопрома» составляет примерно 25% ($81,6 млн).
До сих пор компания делала ставку на увеличение стоимости главным образом за счет инвестиций в развитие и модернизацию, то есть органический рост. На эти цели с 2010 по 2015 планируется направить около $120 млн (из которых уже инвестировано около $15 млн). Теперь стало ясно, что без экспансии и покупок уже действующих компаний не обойтись, замечает Надточий.
— Стоит задача увеличить долю на мировом рынке. Рассматриваются как варианты слияния, так и покупки компаний. Это может быть одна из компаний Европы, Китая, Украины или Индии, — говорит гендиректор «Энергопрома».
Среди крупнейших игроков Украины — компания «Украинский графит» (Запорожье, выручка за 2010 г составила $117,4 млн), которую на рынке связывают с бывшим гендиректором, а ныне губернатором Запорожской области Борисом Петровым. Не исключено, что «Энергопром» может интересоваться именно ей.
Один из возможных вариантов экспансии в Китай — покупка или слияние с Shida Сarbon, говорит источник, близкий к компании. Сделка могла бы стать «входным билетом» на достаточно закрытый и специфичный рынок Китая. Надточий говорит, что «Энергопром» уже вел переговоры о покупке этой компании в 2008 году, но отказался от сделки, оценив на тот момент риски как высокие. Не исключено, что «Энергопром» вновь вернется к переговорам именно с Shida Сarbon, однако в ближайших планах компании — открыть в 2012 году в Китае свое представительство.
— Рынок Китая нам очень интересен, он для нас стратегический, — поясняет Надточий.
— Китайские активы могут быть интересны «Энергопрому», но вопрос в том, сколько им придется за них заплатить. Смогут ли они окупить покупку прибавкой в оценке? При текущем состоянии рынка, царящей на нем неопределенности и перепроизводстве — вряд ли, — считает аналитик инвесткомпании БКС Олег Петропавловский.
Онако основной акционер «Энергопрома» — группа компаний «Ренова» — оптимистично оценивает перспективы развития этого бизнеса. По словам директора «Реновы» по слияниям и поглощениям Максима Майорца (он возглавляет наблюдательный совет «Энергопрома»), «если все планы компании будут реализованы, «Энергопром» сможет в течение ближайших лет войти в тройку лидеров мирового рынка углеграфитовой продукции и рассмотреть возможность проведения IPO».
Покупка конкурентов — способ решить сразу несколько задач. Например, бороться с импортом. Хотя в России «Энергопром» фактически единственный производитель углеграфитовой продукции, ему приходится конкурировать еще с 13–15 участниками тендеров — зарубежными поставщиками, в основном из США, Европы, Индии и Китая. Та же проблема и на рынке Таможенного союза (ТС). 30 августа этого года Минпромторг РФ объявил о начале расследования ситуации вокруг импорта графитированных электродов в страны ТС. На разбирательстве настаивали предприятия группы «Энергопром» — Новочеркасский (НЭЗ) и Новосибирский (НовЭЗ) электродные заводы. В период с 2007 по 2010 годы на них приходилось 100% от общего объема производства графитированных электродов в ТС — то есть по одной из статей соглашения о ТС предприятия-заявители составляют отрасль экономики Таможенного союза.
По данным Минпромторга, в прошлом году объем потребления графитированных электродов вырос в ТС на 33,0% (почти достиг уровня 2007 года), но главным образом за счет импорта. Продажи заводов «Энергопрома» на внутреннем рынке Таможенного союза за 2007–2010 годы снизились на 35,2%. Также с 2007 по 2010 годы экспортные поставки заводов–заявителей снизились на 54,6%. Производственные мощности индийских компаний в 2011 году могут вырасти на 27%. При этом зарабатывают индийцы в основном за счет зарубежных рынков. В доле выручки индийских компаний HEG Limited и Graphite India Limited (GIL) на экспортные поставки графитированных электродов приходится по 74 и 45% соответственно. Поскольку США, Бразилия, Мексика и страны — члены ЕС вводят ограничения на импорт этой продукции из Индии и Китая, не исключено, что она хлынет в Таможенный союз.
По мнению «Энергопрома», действия HEG Limited не могут характеризоваться иначе как демпинг, говорят в российской компании. Расследование Минпромторга пока не закончено. При этом средний срок антидемпингового расследования составляет 1,5 года, компания будет ждать его завершения.
Если планы «Энергопрома» будут реализованы, стоимость бизнеса вырастет примерно в 10 раз с того момента, как он оказался у «Реновы». Электродный бизнес достался Виктору Вексельбергу и его партнерам в 2006 году. Тогда предприниматель Дмитрий Босов, контролировавший Новосибирский, Новочеркасский и Челябинский электродные заводы, вышел из этого бизнеса. Сумма сделки оценивалась в $130 млн, в итоге в руках у группы «Ренова» оказалось практически все производство российских электродов и катодов, используемых в алюминиевом и сталелитейном производстве.