Лидеры европейских стран договорились, но не решили

Финансовые рынки приободрились после того, как на саммите ЕС был одобрен план спасения
Юлия Миронова
Фото: REUTERS

Лидеры стран ЕС наконец приняли план спасения Европы. Полгода сложных, жестких споров, десять часов заключительных переговоров на саммите, который завершился по московскому времени ранним утром, и появился свет в конце тоннеля финансовых проблем. Европейские банки, которые еще накануне ушли в отказ, все же согласились списать 50% греческих долгов. А политические лидеры выработали принципы пополнения Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), а также решили обратиться за помощью к Китаю и Бразилии.

Принятые решения значительно обнадежили рынки — все индексы пошли в рост, который к 15.30 доходил до 5% по отдельным странам. Российские тоже были в лидерах: свыше 4% — ММВБ и более 5% — РТС.

Драйвером роста на фондовых площадках стали две новости — о списании греческих долгов и рекапитализации крупнейших банков. Правда, пока механизмы неизвестны, но планируется, что уже к июлю 2012 года уровень достаточности капитала первого уровня в банках должен будет составить 9%.

Чуть больше определенности появилось в вопросе пополнения Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) до триллиона евро и более. Как сообщил глава ЕС Херман ван Ромпей, на данный момент рассматриваются два варианта. Первый — привлечение частных инвесторов для покупки гособлигаций более слабых стран еврозоны под гарантии фонда. Второй — с участием Китая (Бразилия уже отказалась поучаствовать в спасении Европы) как основного источника вложений. Эти два варианта могут сочетаться и в разных пропорциях.

Эксперты со сдержанным оптимизмом оценивают новости. Тем более что деталей грандиозных планов по-прежнему нет. Опасения внушают и заявления о том, что рейтинговые агентства могут неоднозначно оценить решение о списании долгов банками. Если это будет расценено как дефолт, то можно ожидать наступления страховых случаев и выплат.

— Поступающая информация свидетельствовала о разобщенности, отсутствии консолидированного мнения и комплексного решения, — говорит управляющий директор УК «БКС» Владимир Солодухин. — Но теперь все более или менее счастливы. Хотя остаются вопросы по механизмам реализации принятых решений.

Кроме того, отдельных договоренностей для роста рынков хватит ненадолго. Решения технических моментов можно ждать от встречи европейских министров финансов (Экофин), которая должна состояться позже на этой неделе.

— Вопрос о списании долгов Греции частным инвесторам не давал рынкам двигаться дальше, говорит аналитик национального банка «Траст» Алексей Тодоров. — Но фундаментальных причин для долгосрочного роста по-прежнему нет. Позитива рынкам хватит еще на неделю.

А детали будут обсуждаться еще долго — и на саммите G20 и на встречах Экофина в ноябре. Эксперт из «Траста» напоминает, что похожая ситуация уже была в июле 2011 года, когда удалось договориться о списании банками 21% греческих долгов. Но тут же возникли сложности — не все банки оказались готовы к реальным действиям. В итоге закончилось ничем. Нельзя исключать подобного и сейчас.

Несмотря на все утверждения властей стран ЕС, что банки не бросят с убытками, связанными со списанием долгов Греции, уверенности в поддержке у кредитных организаций пока нет. При этом одними из самых крупных держателей греческих облигаций являются банки, имеющие дочерние структуры в нашей стране. Затронет ли решение лидеров о списании долгов российскую банковскую систему?

Во входящем в группу Societe Generale Росбанке отказались от комментариев, пояснив, что не имеют полномочий обсуждать деятельность головной компании.

В «дочке» итальянского UniCredit (который является держателем греческих обязательств на €993 млн) — российском ЮниКредит Банке «Известиям» заявили, что прямого воздействия на деятельность российских банков это решение не окажет, но косвенное влияние будет со знаком плюс.

— Для банковского сектора это скорее положительный сигнал, — говорит председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев. — Но нужно помнить, что кроме государственных долгов есть долги частных компаний, которые еще предстоит урегулировать.

Тем не менее именно ЮниКредит Банк уже вернулся к практике, которая была распространена в пик кризиса 2008–2009 годов, когда дочерняя структура кредитует материнскую. Так, в III квартале организация перевела в Европу 180 млрд рублей, чем усугубила отток капитала и проблему с нехваткой ликвидности. Этот нюанс в банке комментировать не стали, ограничившись лишь замечанием, что просто разместили на счетах головной компании избыточные средства. Впрочем, можно предположить, что если проблемы в Европе будут усугубляться, то отток ликвидности из России усилится.

Еще один момент в решении лидеров ЕС интересен для России — нас не пригласили к участию в помощи еврозоне. Хотя переговоры на эту тему велись. Наша страна предлагала осуществлять финансовую поддержку не напрямую, а через механизмы Международного валютного фонда. Правда, против такого выхода выступали США и Великобритания из-за опасений, что дополнительные взносы размоют их долю.

— Министр финансов Бразилии уже заявил, что в данный момент у них нет планов по участию в EFSF. Китай же может действительно принять участие, но только если европейские страны предоставят подробный план, — полагает Алексей Тодоров.

В любом случае все это дела совсем не ближайшего будущего. А значит, хотя кризис в Европе уже и миновал самую острую фазу, окончательного разрешения он еще не получил.