«Норд-Ост» — больше чем мюзикл

Легендарной постановке исполнилось 10 лет, но она ничуть не устарела
Марина Шимадина
Сцена из мюзикла «Норд-Ост». Источник: nordost.ru

26 октября в Москве пройдут мемориальные мероприятия, посвященные 9-й годовщине теракта на Дубровке. А накануне зрители и артисты, выжившие в те страшные дни, отметили 10-летие премьеры «Норд-Оста» — первого русского стационарного мюзикла.

В этот вечер Театральный центр на Дубровке был полон. Пришли те, для кого «Норд-Ост» стал важной частью жизни — артисты, работники театра, друзья и поклонники мюзикла. Это было похоже на встречу фронтовых товарищей — праздник со слезами на глазах, так много невероятного счастья и горя было пережито вместе. Все эти годы верилось, что «Норд-Ост» будет восстановлен, ведь проекты такого уровня не валяются на дороге.

К памятной дате создатели «Норд-Оста» выпустили на DVD последнюю, передвижную версию мюзикла. И это, увы, означает, что спектакля в таком виде мы больше не увидим. Перед началом показа Георгий Васильев объяснил: декорации благополучно «сгнили» на складе. То есть стоимость их хранения превысила вероятность, что они когда-нибудь пригодятся.

Между тем видеоверсия убедительно продемонстрировала, что мюзикл ничуть не устарел. Напротив, только сейчас возможно оценить его по достоинству. Десять лет назад нам просто не с чем было сравнивать: «Норд-Ост» с его бомбардировщиком в натуральную величину выглядел странно и диковинно — как НЛО, приземлившееся на картофельных грядках.

Теперь москвичи уже познакомились и с бродвейскими, и с английскими, и с французскими мюзиклами, да и ежедневными показами их не удивишь. Но после каждой новой премьеры приходилось слышать: «нет, все-таки «Норд-Ост» был лучше». Он, возможно, проигрывал привозным опусам по отдельным компонентам, но брал иным — целостностью и силой воздействия.

Он был русским не только по сюжету (в его основе, кто не помнит, — роман Каверина «Два капитана») и не только по музыкальному строю, где аукались романсы и советские марши. В западных мюзиклах, ведущих свою родословную от развлекательных ревю, русским зрителям, воспитанным на психологическом театре, все-таки не хватает сильной драматической основы. Нам мало эффектного шоу, мы любим сопереживать, плакать и смеяться. «Норд-Ост» давал такую возможность.

Трехчасовое действие было насыщено резкими сюжетными поворотами, сильными чувствами, взлетами и падениями, да и актеры, еще не приученные к мюзикловым стандартам, играли как в драматическом театре. Это особенно заметно теперь, на крупных планах видео: взять хотя бы безмолвную сцену, где вдова капитана Татаринова читает письмо погибшего мужа, я не помню столь пронзительных пауз в драматических спектаклях.

Почему террористы захватили именно «Норд-Ост», теперь остается только гадать: то ли благодаря массированной рекламе, то ли из-за удобного расположения вдали от центра. А может быть, они намеренно выбрали спектакль, который вызывал гордость за свою родину, за отважных людей, победивших в страшной войне?

Как бы то ни было, теперь название мюзикла у большинства вызывает совсем другие чувства: и не только ужаса и горя, но и стыда за политику государства. Неудивительно, что восстановленный спектакль долго не продержался. Люди боялись и не хотели идти в «то самое» здание.

Тогда специально для гастролей была создана передвижная версия мюзикла, еще более яркая и жизнерадостная. Но ее премьера в Питере была сорвана под предлогом аварийного состояния здания, да и в провинции театры один за другим стали отказываться от своих обязательств.

«Норд-Ост» успели показать в Нижнем Новгороде и Тюмени, и по восторженной реакции публики этим гастролям можно было предсказать огромный успех. Но наверху посчитали: спектакль напоминает о том, что нужно как можно скорее забыть. «Норд-Ост» поддерживали на словах, а за спиной вставляли палки в колеса.

В течение последних семи лет находилось немало продюсеров, наших и зарубежных, готовых восстановить мюзикл. Но в коридорах власти им ясно давали понять, что этого делать не нужно. Действительно, мало кому сегодня нужен спектакль, который учит говорить правду.

После «Норд-Оста» чем сейчас занимаются создатели мюзикла.

Главный «мозг» проекта Георгий Васильев ушел в анимацию: его компания «Аэроплан» совместно со студией «Пилот» выпускала серию «Гора самоцветов», а ныне работает над познавательным мультсериалом «Фиксики».

Ответственный за художественную часть «Норд-Оста» Алексей Иващенко дает концерты, записывает диски, а в прошлом сезоне как продюсер выпустил на Дубровке мюзикл «Обыкновенное чудо».

Коммерческий директор «Норд-Оста» Дмитрий Богачев возглавляет российский филиал голландской компании Stage Entertainment, которая регулярно знакомит москвичей с лучшими зарубежными мюзиклами.

Художник Зиновий Марголин, посадивший на сцену тот самый бомбардировщик, работает в главных театрах страны — Большом, Мариинском и МХТ им. Чехова.

Артистов «Норд-Оста» можно увидеть в любом московском мюзикле. Главные герои — Екатерина Гусева (Катя), Андрей Богданов (Саня) и Олег Кузнецов (Ромашов) — играют в спектаклях Театра им. Моссовета «Иисус Христос суперзвезда» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Юрий Мазихин (Николай Антонович) — в проекте Егора Дружинина «Всюду жизнь» и «Продюсерах» театра «Et Cetera». Второй исполнитель роли Ромашова — Иван Ожогин солирует в Петербурге, в мюзикле Романа Полански «Бал вампиров». Бессменный Кораблев — Петр Маркин совершенно по-новому раскрылся в постановках студии Soundrama.

В новых московских «Звуках музыки» занята целая команда нордостовцев — Ирина Линдт, Оксана Костецкая, Алексей Бобров, Елена Казаринова, а также юная Маша Иващенко, игравшая когда-то роль маленькой Кати Татариновой.

Многие из «нордостиков», как ласково называли детскую труппу мюзикла, тоже выбрали актерскую профессию. Александра Розовская играет в РАМТе, Алиса Горшкова — в ЦДиРе, Миша Филиппов — в Театре им. Моссовета, Аня Цуканова и Александр Головин снимаются в кино.