Под Новый год авиакомпаниям может не хватить топлива

Прогнозируемый дефицит равен расходам керосина московского авиаузла за шесть дней
Евгений Девятьяров
Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Кривобок

Несмотря на все усилия чиновников, дефицит авиационного керосина в России до конца года может составить 69 тыс. т, а это шесть дней полетов всего московского авиационного узла, рассказал «Известиям» источник в Министерстве энергетики. Решить ситуацию могут помочь стратегические запасы Росрезерва, но ведомство пока не спешит их распечатывать.

В октябре у авиакомпаний проблем возникнуть не должно. Как ожидается, объем потребления авиакеросина в этом месяце составит 714 тыс. т, а произведено будет 732 тыс. т, говорит источник. Кризиса удалось избежать благодаря тому, что нефтеперерабатывающие заводы смогли найти возможности для увеличения производства. Первоначально предполагалось, что в октябре будет произведено меньше 700 тыс. т авиакеросина. Поэтому в Минтрансе в середине октября заявляли, что без ресурсов Росрезерва авиаперевозчики столкнутся с дефицитом топлива уже в этом месяце.

Однако прогнозы на ноябрь и декабрь выглядят не столь оптимистично. Потребности авиакомпаний оцениваются в следующем месяце в 684 тыс. т, а объем производства ожидается на уровне всего 638 тыс. т. Не радостнее картина ожидается и в декабре: при объеме потребления в 675 тыс. т произведено будет только 634 тыс. т.

Павел Строков из информационно-аналитического центра «Кортес» констатирует, что ситуация с поставкам топлива осталась примерно такой же, какой и была на момент сентябрьского кризиса. Дефицит в московском авиаузле сохраняется на уровне 10 тыс. т.

— Такая ситуация продлится до зимы. Других вариантов нет. Она не опасная. Ничего не будет останавливаться, все будет летать. Но нервозности она добавляет, — говорит эксперт.

По его мнению, серьезных коллапсов на Новый год ожидать не стоит. Хотя эксперт не исключил, что с нехваткой топлива могут столкнуться чартерные авиаперевозчики, которые пока не законтрактовали топливо в объеме, которого хватит на выполнение 100% новогодних программ полетов.

Московские аэропорты столкнулись с нехваткой авиакеросина в первые дни сентября. Причинами проблем стали сбои в транспортировке топлива, сокращение производства авиационного керосина и увеличение производства зимнего дизельного топлива (для этого используется часть керосиновой фракции).

Между тем главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий видит причину дефицита керосина в ликвидации системы посредников на рынке авиа-ГСМ. «Посредники были абсолютно необходимым звеном логистической цепочки, и их нельзя было убирать», — уверен эксперт. По его словам, посреднические компании имели договоры с многими нефтеперерабатывающими заводами. А сейчас этот рынок оказался поделен между нефтяниками по географическому признаку.

Чтобы избежать коллапса, Минтранс еще в начале сентября предложил выдать нефтяным компаниям из стратегических запасов 180 тыс. т авиакеросина. Впрочем, по словам источника «Известий», Минэнерго считает, что будет достаточно выделять из запасов Росрезерва не менее 50 тыс. т авиакеросина в месяц на период октябрь — декабрь, или 150 тыс. т до конца года.

Первыми обратились в правительство с просьбой распечатать госрезерв «Лукойл» и ТНК-BP, которые попросили выделить соответственно 50 тыс. т и 65 тыс. т. Сейчас к ним присоединились еще две компании. «Роснефть» сделала заявку на 120 тыс. т, а «Газпром нефть» — на 50 тыс. т. Таким образом, нефтяники хотят получить из государственных запасов в IV квартале в общей сложности 285 тыс. т авиакеросина.

Но нефтяные компании вряд ли дождутся желаемого. Вице-премьер Игорь Сечин в конце сентября решил, что авиатопливо будет более правильно выделять напрямую перевозчикам. По идее это поможет защитить авиакомпании от возможных накруток со стороны нефтяников, которые в данном случае выступали бы в роли посредников между Росрезервом и конечными потребителями.

Сечин предложил выделить авиакомпаниям 300 тыс. т топлива до конца года. Однако реализация этого плана может затянуться, поскольку сами перевозчики не готовы быстро принять такое предложение — они раньше никогда сами не занимались перевозкой, хранением и заправкой топлива. Авиакомпании привыкли к получению авиакеросина сразу «в крыло». Пока инициативой Сечина решил воспользоваться один из аэропортов: екатеринбургский аэропорт Кольцово обратился в правительство с просьбой выделить ему из Росрезерва 5 тыс. т керосина.

Перевозчики же пытаются решить проблемы боле привычными способами. «Аэрофлоту», например, это уже удалось сделать. По словам источника в компании, перевозчик на сегодня заключил прямые контракты с нефтяными компаниями на весь необходимый объем топлива до конца года.

— У нас проблем с топливом, таким образом, нет и не будет, — отметил собеседник «Известий».

«Аэрофлот» в среднем потребляет 94 тыс. т авиакеросина в месяц. Еще 25 тыс. т составляет неснижаемый остаток запасов компании. До недавнего времени перевозчик контрактовал ежемесячно только 75 тыс. т (55 тыс. т — у «ТНК-Шереметьево», 20 тыс. т — у «Газпромнефть-Аэро»), а остальное топливо приобретал на бирже. В «Аэрофлоте» не говорят, на каких условиях компания получает авиатопливо в рамках своих прямых контрактов с нефтяниками. Но, по данным Минэнерго, средняя оптовая цена на авиакеросина на конец сентября составляла 23,7 тыс. рублей. На спотовом рынке цены уже достигли 37 тыс. рублей, рассказал «Известиям» один из представителей компаний, работающих на рынке авиа-ГСМ.

Рассчитывать на привлекательные условия прямых договоров могут только крупнейший перевозчики. По словам источника в Минэнерго, многие топливозаправочные комплексы и авиакомпании пока не имеют долгосрочных контрактов на поставку авиатоплива с нефтяными компаниями.

Запас топлива в аэропортах московского авиаузла колеблется в диапазоне 3–5 суток. В аэропортах Шереметьево и Внуково на сегодня запасы топлива могут обеспечить пять суток работы. Во Внуково уточняют, что поставщики уже подтвердили поставки авиакеросина в размере 37 тыс. т в ноябре. В Домодедово «Известиям» не предоставили информации о текущей ситуации с наличием авиа-ГСМ.