Подорожание моделей АвтоВАЗа ограничили 15% в год

Компании разрешили купить Ижевский автозавод, но государство будет следить за отпускными ценами
Павел Арабов
АВТОВАЗ, фото: Екатерина Штукина

Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку о покупке АвтоВАЗом Ижевского автозавода. Но потребовала предоставлять обоснование при росте средних цен больше чем на 15% за год. Это достаточно широкие рамки, они не сильно стеснят АвтоВАЗ, полагают эксперты.

Волжский автозавод сможет купить 100% ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). На балансе этой компании находится производственный комплекс Ижевского автозавода (ИжАвто), выкупленный во время его банкротства.

Но ФАС нашла у АвтоВАЗа главный опознавательный признак монополии — его продукция занимает большую долю рынка. После покупки ИжАвто в сегменте легковых автомобилей экономкласса она составит 45%. На этом основании антимонопольщики потребовали, чтобы «объединенный АвтоВАЗ» предоставлял обоснование (дословно — экономический анализ) роста отпускных цен, если они в среднем повышаются за год более чем на 15%.

На АвтоВАЗе готовы строго выполнять все предписания.

— Мы работаем в рамках законодательства. К тому же ФАС выдала нам разрешение. При этом речь идет об обосновании цены только при подорожании больше 15%. А у нас с начала года повышение не дотягивает до 5%, — говорит директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков.

На самом деле при покупке сборочных мощностей ИжАвто текущая доля АвтоВАЗа на рынке практически не изменится. За девять месяцев этого года сам АвтоВАЗ выпустил 444 тыс. автомобилей, а «Иж» — только 4 тыс. То есть прибавка к объему производства единой компании не дотянет и до 1%.

Рамки ФАС поставил широкие, проводимую вместе с Renault модернизацию это никак не затормозит, считают эксперты.

— Рамки поставлены нормальные, руки АвтоВАЗу это не связывает. У нас инфляция бывает выше 15%, — говорит генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

ИжАвто нужен АвтоВАЗу как вторая сборочная площадка. Ижевский завод специально был отстроен для сборки корейских машин, и сейчас загружен слабо. На АвтоВАЗе же сегодня разбирают сборочные линии под модели Renault. И передают снятые модели на «Иж», обращает внимании собеседник «Известий».

— Если мы хотим иметь недорогие иномарки, нам надо иметь своего производителя недорогих машин в лице АвтоВАЗа. Есть четкая тенденция. Цена самых дорогих вазовских моделей — это минимальная цена для самых дешевых иномарок. Это и есть конкуренция. Поэтому АвтоВАЗ нам очень нужен, — подчеркивает Сергей Целиков.

Сейчас ОАГ принадлежит Сбербанку. Компания приобрела имущество обанкротившегося ИжАвто 12 сентября на аукционе за 1,8 млрд руб. Это 132 здания и сооружения, доли в праве общей долевой собственности на земельные участки общей площадью 1,3 млн кв. м, 234 единицы инструмента, 8 тыс. единиц хозяйственного инвентаря, 5,4 тыс. единиц машин и оборудования и 214 транспортных средств.

Еще в сентябре 2010 года Сбербанк, АвтоВАЗ и госкорпорация «Ростехнологии» (основной акционер АвтоВАЗа) договорились о развитии ИжАвто. Сбербанк согласился предоставить АвтоВАЗу 7 млрд рублей на семь лет для развития ИжАвто. Последний сейчас производит автомобили Lada-2107, Lada-2104, Иж-27175, автомобили Kia Spectra и Sorento.