Минобороны уважит Амана Тулеева

Обращение кемеровского губернатора к министру обороны привело к проверке полигона в Кузбассе
Денис Тельманов
Мины для занятий инженерно-саперного батальона, фото: Глеб Щелкунов

Военное ведомство проверит, как проходит утилизация боеприпасов на военном полигоне 41-й армии Центрального военного округа, расположенного в 5 км от города Юрга Кемеровской области. Поводом послужило обращение губернатора Кемеровской области к министру обороны Анатолию Сердюкову, в котором глава региона подверг критике мощные взрывы на полигоне

«Министерство обороны не понимает, что действия военных становятся неуправляемыми. Это беспредел, который узаконили», — передала слова Тулеева его пресс-служба.

«Известиям» в администрации Кемеровской области объяснили, что обращение к министру стало следствием массовых жалоб жителей Юрги и окрестных сел на действия военных.

— Администрация Кемеровской области ждет, что руководство Миноброны поручит уменьшить мощность взрывов на полигоне, чтобы жители города Юрга и окрестных сел не испытывали неудобств от процедуры утилизации боеприпасов, — пояснил пресс-секретарь Тулеева Антон Горелкин.

13 октября в Юрге прошло совещание, на котором представитель командования 41-й армии, к которой относится полигон, пообещал, что военные уменьшат мощность взрывов и перестанут устраивать подрывы по выходным. Однако, по словам местных спасателей, военные «в ближайшие выходные военные устроили такое, чего никогда не было».

— У людей двигалась мебель в квартирах, обваливалась штукатурка. В пяти сельских школах 17 октября выбило окна, причем в этот момент там находились дети. Слава Богу, никто не пострадал, — рассказал «Известиям» представитель местного МЧС.

В штабе 41-й армии парировали, что никаких документов от жителей по этому поводу ни к ним, ни к военным прокурорам не поступало.

— Если у них по нашей вине обвалилась штукатурка, они могли бы обратиться в прокуратуру и мы бы им все устранили. Но ни одного обращения не было, — заметил представитель штаба.

Он отметил, что все взрывные работы должны вестись по следующему алгоритму: на полигоне оборудуется 16 подрывных площадок, в каждой — по 2–3 закладочных ямы, в которые устанавливаются снаряды суммарной мощностью не больше 100 кг в тротиловом эквиваленте. После этого происходит поочередный подрыв зарядов.

Однако на Юргинском полигоне «Известиям» рассказали, что действительно экспериментировали с мощностью закладок, чтобы ускорить темпы утилизации.

— Мы проверяли максимальную мощность — делали закладку, потом звонили на мобильный в поселки и спрашивали, чувствуется взрыв или нет. Никаких жалоб не было, — объяснил один из офицеров полигона.

Сейчас выясняется, что жалобы все-таки были. Только направляли их жители не военным, а губернатору.

— Видимо, последствия от более мощных закладок ощущались в тех поселках, на которые дул ветер с полигона — от направления ветра зависит мощность взрывной волны, по ветру она сильнее, — пояснил «Известиям» один из взрывников.

Впрочем, в центральном аппарате Минобороны обращение Тулеева расценивают не как заботу о гражданах, а как предвыборный ход.

— У местных чиновников в преддверии выборов появился хороший повод свалить всю свою необустроенность на военных. Если бы в школах были нормальные окна, а не стекла, закрепленные гвоздиками, ничего бы там не повыбивало, — пояснил «Известиям» высокопоставленный военный. Он добавил, что военный городок, в котором живут офицеры югринского полигона, расположен в два раза ближе к подрывным площадкам, чем «мирные» жилые дома. При этом «никакие окна там не выбивает, и штукатурка не сыпется, потому что окна пластиковые, а ремонт качественный».

В Генштабе «Известиям» рассказали, что боеприпасы, скопившиеся на складах за 60 лет, будут взрывать еще минимум год:

— Эти арсеналы — одна большая пороховая бочка. И если она рванет — мало никому не покажется. Там есть снаряды еще с времен Великой Отечественной войны. Поэтому лучше уж так их уничтожать, чем ждать, пока они сами взорвутся.

По его словам, темп утилизации и мощность взрывов тщательно рассчитываются в зависимости от дальности до ближайших жилых домов. Чем дальше дома, тем больше снарядов закладывают в одну яму. Например, на одном из самых больших полигонов Европы — Ашулук, вокруг которого нет городов и деревень, мощность одной закладки достигает 500 кг тротила.