Баян и Финн как Ленский и Трике

"Руслан и Людмила" в постановке Дмитрия Чернякова обещает сюрпризы
Владислав Тарнопольский
Н. Н. Ге. "Руслан и Людмила"

Судя по всему, 2 ноября нас ждет «Руслан и Людмила» в новаторской трактовке: за постановку взялся Дмитрий Черняков, известный своими прочтениями «Евгения Онегина» и «Дон Жуана». Отход ли это от традиций или их продолжение — вопрос спорный, поскольку и сама музыка Глинки в свое время отнюдь не воспринималась как «классика» и вызывала, мягко говоря, разную реакцию.

Первое исполнение «Руслана» в ноябре 1842 года в Петербурге успешными назвать было сложно. Глинка вспоминал, что аплодировали после премьеры весьма недружно, а члены царской семьи и вовсе уехали, не дожидаясь окончания спектакля. Великий князь Михаил Павлович даже шутил, что провинившихся офицеров лучше не посылать под арест на гауптвахту, а заставить их целиком прослушать «Руслана». Известно также, что во время московской премьеры экономили и на исполнителях, и на декорациях.

Впрочем, очень быстро «Руслан» стал не просто признанной оперой, а «классикой классики». «Вечным предметом удивления и изучения для русских музыкантов» называл ее известнейший музыкальный критик XIX века Александр Серов. Это и понятно - мало какая опера сможет похвастаться таким «послужным списком». В одном только Большом театре предстоящая постановка будет 10-й по счету (предыдущие были осуществлены в 1846, 1868, 1882, 1907, 1931, 1937, 1948, 1972, 2003 годах).

В 1990-е годы сразу несколько крупнейших театров обратились к «Руслану и Людмиле». Для «Новой оперы» постановка стала первым проектом, Мариинка восстановила дореволюционный спектакль Головина и Коровина, не отстал и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Интересно, как на этот раз Большой в лице режиссера Чернякова прочтет канонический сюжет. В черняковском «Евгении Онегине» все действие проходило за одним столом; в «Дон Жуане» главные герои повязаны родственными узами. Вряд ли в новой версии Черномор окажется дядей Руслана, а «пир на весь мир» весело продолжится после похищения Людмилы. Но «перестановки» несомненно будут - и музыкально, и сюжетно материал максимально благодарный. Так, не в первый раз у Чернякова персонажи объединяются в один образ: Ленский в его «Онегине» пел куплеты мсье Трике, в «Руслане» роли Баяна и Финна будет исполнять один солист.

После неудачной премьеры Глинка говорил, что «Руслана» поймут лет через сто. К счастью, он ошибался: оперу поняли и приняли гораздо раньше. Теперь главное, чтобы ее правильно понял зритель начала XXI века.