Абоненты проверят связь с операторами

Владельцам мобильных телефонов предложат установить программу, определяющую качество соединения в различных районах Москвы
Маргарита Верховская
фото: Екатерина Штукина

Московские власти решили проверить качество мобильной связи в столице с помощью популярного в последние годы метода — краудсорсинга. Об этом «Известиям» рассказал представитель Молодежной общественной палаты Москвы Павел Филатов. Метод краудсорсинга предполагает, что проверять качество мобильной связи будут не специалисты, а сами абоненты.

Согласно инициативе, которая разрабатывается в столичном департаменте информационных технологий, любой доброволец сможет установить на свой мобильный телефон специальную программу, которая будет следить за качеством связи — помехами, обрывами звонков, скоростью передачи данных. Свои отчеты программа будет направлять на специальный сервер, где их проанализируют ИТ-специалисты.

Скачать ПО можно будет уже в ноябре этого года. Оно появится на сайте департамента информационных технологий. Там же будет размещена интерактивная карта Москвы. На ней любой абонент сможет выбрать место, где он столкнулся с плохим качеством мобильной связи, поставить отметку и направить жалобу, заполнив анкету и описав проблему.

«С помощью этих мер чиновники поймут, в каких частях города наблюдаются проблемы со связью и где сотовым операторам нужны новые вышки», — отметил Филатов. Бонусы за участие в программе пока не предусмотрены.

Москва не является первопроходцем в области краудсорсинга. В начале 2011 года с помощью абонентов уровень сотовой связи проверяли в Татарстане. Правда, там чиновники ограничились жалобами в интернете, не требуя устанавливать ПО.

В столичном департаменте информационных технологий (ДИТ) инициативу прокомментировать отказались, пояснив, что она находится в стадии разработки.

Директор IT-компании WebEffect Иван Игошев считает, что среди абонентов найдется не так много желающих поставить на свой телефон ПО, если за это они не получат никаких поощрений. «Софт нужно будет скачивать через интернет, а у многих передача данных платная», — напомнил он. Игошев отметил, что эффект от обращений через интерактивную карту на сайте ДИТа тоже сомнителен: потребители всегда склонны жаловаться. «Даже если возникли проблемы со связью, в этом не обязательно виноват оператор, возможно, дело в устройстве, — пояснил он. — Например, при выходе из метро не все телефоны одинаково хорошо ловят сеть».

По словам президента Ассоциации региональных операторов связи Юрия Домбровского, краудсорсинг в последнее время популярен во многих странах, но он имеет скорее психологический эффект. «С его помощью люди чувствуют, что могут повлиять на улучшение сервиса», — сказал он.

Домбровский добавил, что чаще всего такие исследования проводятся с помощью самих операторов связи. Однако в компаниях «большой тройки» «Известиям» рассказали, что первый раз слышат об инициативе московских чиновников.

Впрочем, во всех трех компаниях признают, что качество мобильной связи в Москве не всегда на высоте. «Одновременное функционирование разностандартных сетей (GSM 1800 и UMTS 2100), разных операторов пока является одной из причин возможного снижения качества сервиса, — рассказала пресс-секретарь компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Анна Айбашева. — Смартфоны также создают специфическую нагрузку, с которой сеть не всегда справляется».

В МТС добавили, что основной массив жалоб клиентов может быть связан с бурным строительством в Москве инновационных сетей связи третьего поколения. «Практически каждый день операторы вводят в эксплуатацию десятки новых объектов на сети, требующих перенастройки параметров», — подчеркнул представитель компании.

По его словам, планируется, что в начале следующего года основная часть стройки будет закончена и жалоб абонентов станет меньше.