Римские демонстрации — предупреждение для других стран

Итальянцы показали, как совместить погром с карнавалом
Константин Назаренко
фото: REUTERS

В минувшие выходные в Риме прошел самый скандальный марш сторонников акции «захвати Уолл-стрит». Демонстрации были в 951 городе 82 государств, но в других странах собравшиеся относительно спокойно шествовали по улицам, протестуя против «экономики ссудного процента». А в итальянской столице, где на улицы вышло порядка 100 тыс. недовольных, все закончилось погромами и кровью, пострадало не менее 70 человек. Безобразия были организованы в основном через социальные сети и прошли с использованием тактики «черный блок», когда активисты скрываются под черными капюшонами, платками, мотошлемами.

Италия — страна со специфическим политическим климатом. Темпераментное население привыкло превращать любое действие в карнавал, и погромы не исключение. Карнавальная традиция может оказаться привлекательной для молодежи во многих странах со схожим менталитетом. Ведь протестная акция, запретная сама по себе, становится еще интереснее. Южная Европа, Латинская Америка — для них римские демонстрации вполне могут стать образцом для подражания. И это тем более опасно, что погромщики сами не знают, чего хотят.

— Банковская система, пожрав себя, не может больше создавать иллюзию благоденствия… и ввергнет нас всех в общечеловеческий кризис, — только и твердят в Facebook активисты движения OccupyRussia, организовавшие марши в российских городах.

— Протесты последних лет по всей Европе отличаются тем, что нет требований перемен, — объясняет главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Лозунг в странах ЕС, где пытаются урезать социальные программы, обратный — оставьте все как есть. То есть имеет место бунтарский подход, но с консервативной начинкой. Главная проблема современности в том, что никто не понимает, что может прийти на смену существующей системе.

Многие наблюдатели сходятся во мнении, что нынешние события дадут толчок пересмотру капиталистической системы во всем мире. А Италия, возможно, показала, как это делать «красиво».