Сборщикам плохих долгов не по зубам ценные бумаги

ФСФР аннулировала выпуски облигаций «Первого коллекторского бюро»
Юлия Полякова
выселение семьи, фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Крупный участник рынка просроченной задолженности — «Первое коллекторское бюро» (ПКБ) — раздумал размещать облигации объемом 5 млрд рублей, о выпуске которых было громко заявлено чуть более двух лет назад. ПКБ, аффилированное с банком «Восточный экспресс», тогда первым среди коллекторов решило прибегнуть к эмиссии бондов.

Компания хотела привлечь средства на покупку портфелей плохих долгов. Обычно коллекторы используют для этого ресурсы инвестора, создавая с ним SPV (специальную компанию под проект). Но в кризис с прямыми вливаниями было туговато. Поэтому в августе 2009 года ПКБ даже дебютировало с бумагами на 1 млрд рублей. Но остальные выпуски, а их предполагалось еще пять, не состоялись. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) аннулировала их государственную регистрацию в связи с тем, что ни одной бумаги так и не было размещено.

Эта ситуация не выглядела бы необычной (само по себе аннулирование выпуска не редкость), если бы не особенности эмитента и сектора, который он представляет. Для этого сектора финансовой активности это был прецедент, который стал «другим наукой». Пример ПКБ показал, что еще не пришло время коллекторам занимать путем выпуска облигаций.

Как правило, любому новичку трудно пробиться на рынке бондов. У инвесторов к дебютантам повышенные требования, в том числе в отношении их открытости. ПКБ, хотя и является ОАО, этим похвастаться не может. К тому же сам коллекторский рынок, в особенности что касается сделок купли-продажи плохих долгов, непрозрачен и может быть интересен лишь инвесторам, хорошо знакомым непосредственно с бизнесом эмитента. Даже довольно приемлемая доходность (16,6–17% годовых) трехлетних бумаг ПКБ не прибавила им привлекательности в глазах потенциальных покупателей, тщательно взвешивающих все возможные риски. В итоге большую часть выпуска облигаций ПКБ, по данным участников рынка, приобрел банк «Восточный экспресс», родственный коллекторскому бюро.

— Эмитент не должен быть темной лошадкой для инвесторов. Для того чтобы выходить на открытый облигационный рынок с большими суммами, необходимо быть открытой и публичной компанией, — уверен старший вице-президент долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер. — Под этим подразумевается многолетний аудит компании по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), определенный сертификат качества управленческой команды, регулярное публичное размещение результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Тем более, подчеркивает Сергей Шпетер, это необходимо на рынке проблемных активов, который закрыт более остальных.

— Проблема в том, что кредиторы боятся раскрытия информации о своих долговых портфелях, — пояснил старший вице-президент «Пристава». — Если бы кредиторы были более предсказуемы в передаче портфелей на аутсорсинг либо их продаже, то коллекторский рынок был системным, прозрачным и публичным. Все бы понимали, какой объем активов, с какими характеристиками ежемесячно на него приходит, тогда могла бы идти речь о размещении бондов.

Замдиректора департамента по операциям на долговом рынке ФГ БКС Антон Затолокин связывает решение ПКБ об отмене выпусков бондов также с плохой рыночной конъюнктурой.

— Рынок сейчас практически закрыт для новых размещений, особенно для эмитентов второго и третьего эшелонов, поскольку никто не понимает, что будет завтра, — объясняет Антон Затолокин. — Даже госкомпании сейчас не выходят на рынок, поскольку процентные ставки для них в настоящий момент будут высокими (8–9% годовых в рублях для среднесрочных бумаг). А коллекторское бюро вряд ли смогло бы разместиться.

С экспертом из БКС согласен главный стратег по российскому долговому рынку «Открытие Капитал» Евгений Воробьев.

— Не думаю, что коллекторское агентство нашло бы хороший спрос на текущем рынке, — заметил Евгений Воробьев.

Возможно, продолжают эксперты, компания нашла более привлекательные источники финансирования. К ним относятся в первую очередь банковские кредиты. Например, ПКБ может получать выгодные займы у того же «Восточного экспресса». Но не исключено, что коллекторское агентство просто-напросто изменило свои бизнес-планы, поняв, что для реализации задач компании хватает текущих средств.

— В результате дебютного выпуска своих бондов ПКБ привлекло чуть больше $30 млн. Это объем, достаточный для того, чтобы купить все предлагаемые на рынке портфели. Тем более что победить на всех тендерах невозможно, — отмечает генеральный директор «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева. — Возможно, компания переоценила свои потребности в инвестициях. И сейчас она поняла, что бессмысленно привлекать достаточно дорогие деньги, если нет шанса на них заработать.

По заявлениям коллекторов, выпуски бондов никто на их рынке пока не планирует.

— Рынок пошел другим путем. Сейчас речь идет о привлечении прямых инвестиций, — резюмировал президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов.

В ПКБ не стали комментировать ситуацию.