В армии объявлено медицинское усиление

Правозащитники утверждают, что массовые эпидемии поразили воинские части в разных регионах
Дмитрий Евстифеев
фото: Александр Мельников/ИЗВЕСТИЯ

Комитет солдатских матерей бьет тревогу: еще несколько российских воинских частей рискуют повторить судьбу острогожской в/ч 20115 (Воронежская область), где из-за эпидемии пневмонии более 150 солдат оказались в госпитале. В черный список уже попали воинские части в Ленинградской, Мурманской и Калининградской областях. Правозащитники утверждают, что солдат губит новая «пластиковая» форма, холодные казармы и отсутствие элементарной медицинской помощи.

Особое беспокойство у правозащитников вызывает ситуация в печально знаменитой в/ч 02511 в поселке Каменка Ленинградской области. Каменка регулярно упоминается в связи с несчастными случаями, дедовщиной и суицидами среди солдат. Теперь срочников косят болезни.

— Медсанчасть переполнена больными с гриппом, пневмонией и гайморитом, — рассказывает представитель петербургского Комитета солдатских матерей Светлана Уткина. — Больных не менее 30 человек, некоторые из них едва могут передвигаться из-за невралгии.

По словам Уткиной, ближайший крупный военный госпиталь в Выборге уже переполнен, поэтому тяжело больных «каменцев» везут обратно.

— Я недавно побывала в части и узнала, что солдат-срочник Александр Капусткин лежит при смерти — у него отказывают обе почки. Уже три недели руководство части не хочет переводить его на лечение в Выборг, — утверждает мать одного из больных солдат.

По данным правозащитников, аналогичная ситуация наблюдается и в/ч 08275 в поселке Печенга Мурманской области, где служат около 5 тыс. человек.

— Мы сами убедились в том, что там нет горячей воды и ребята моются и стираются в ледяной воде. Медсанчасть была полна больных, — рассказывает координатор мурманского Комитета солдатских матерей Ирина Пайкачева. — Похожая ситуация была в 2009 году, когда мы отправили запрос в прокуратуру, но нам ответили, что тревога ложная. А вскоре от пневмонии погибли пятеро солдат.

Правозащитники утверждают, что отцы-командиры отдали в Печенге негласный приказ: солдаты должны по-спартански относится к своим болячкам и не обращаться в медпункт, пока температура тела не поднимется до 40 градусов.

— Это правило уже стоило жизни солдату Денису Кузменко. Парня не взяли в лазарет, но он все время кашлял, поэтому сослуживцы надели на него противогаз и он умер от сердечной недостаточности, — утверждает Пайкачева.

Бьют тревогу и правозащитники Калининграда. Два года назад около 400 солдат местной мотострелковой бригады в/ч 14020 попали в медсанчасть с пневмонией, и эта ситуация может повториться в этом году.

— Ребята живут в старых немецких казармах, где нет ни отопления, ни горячей воды, ни сушилок, — рассказывает представитель калининградского Комитета солдатских матерей Мария Бонфлер.

Массовые заболевания солдат в разных регионах страны правозащитники объясняют общими причинами: новая форма, из-за которой солдаты потеют и круглый год ходят мокрыми, нехватка в частях медикаментов, отсутствие горячей воды и отопления, а также недостаток мест в госпиталях и медсанчастях.

На тематических форумах родители солдат предлагают покупать форму прежнего образца и передавать ее в части.

В Минобороны считают, что большая часть проблем выдумана самими правозащитниками.

— Сушилки и отопление в армии есть, но если нет тепла из-за проблем с теплосетью, то тут и командир части не поможет, — объяснил высокопоставленный офицер Минобороны. — Новая форма также лучше прежней, я ее сам носил. А то, что многие из солдат-новичков не знают, что мокрые носки можно сушить и менять, — это факт.

После вспышки эпидемии пневмонии в в/ч 20115 в Воронежской области командиры других частей объявили у себя медицинское усиление. Командующий войсками Центрального военного округа Владимир Чиркин потребовал, чтобы заболевших выявляли на утренних и вечерних построениях, регулярно мерили личному составу температуру и чаще проветривали столовые.

В Минобороны уверяют, что медсанчасти запаслись противовирусными и иммунологическими препаратами, а количество коек увеличилось. Солдаты с дефицитом массы тела занесены в группу риска, а командирам рекомендовано беречь подчиненных от переохлаждения.