Отставка Одзавы может изменить японскую политику

Обвинение бывшего главы правящей партии в махинациях развяжет руки нынешнему премьеру
Константин Назаренко
Итиро Одзава, фото: REUTERS/Kyodo

Бывшего главу правящей Демократической партии Японии (ДПЯ), «сёгуна» Итиро Одзаву обвиняют в финансовых махинациях. Часть средств — речь идет о $5 млн, поступившая от самого политика в его же фонд «Рикудзанкай», не была учтена в финансовой отчетности. В прокуратуре считают, что таким образом прикрывалось получение денег от строительных компаний, то есть налицо завуалированная взятка.

6 октября в Токио начался суд над Одзавой. Он, разумеется, отрицает все обвинения, ссылаясь на ошибки в бухгалтерии.

Удастся ли на этот раз свалить тяжеловеса японской политики, который уже 40 лет во власти, — большой вопрос. Вынести вердикт должны 11 простых японцев, что-то вроде суда присяжных. Каким будет их решение, предугадать крайне сложно.

При самом плохом раскладе Одзаве грозит $15 тыс. штрафа или короткое тюремное заключение. Другое дело, что нынешний суд — хороший повод уйти, сохранив лицо. В конце концов, Одзаве уже 69 лет, у него проблемы с сердцем, и ветеран вполне мог устать. Но если это все же случится, а шансов тут фифти-фифти, то у нынешнего премьера, Есихико Ноды, окажутся развязаны руки.

— Уход Одзавы из большой политики может помочь ДПЯ, так как значительная часть избирателей негативно относятся к демократам именно из-за постоянных скандалов, связанных с ним, — говорит аналитик-японист Андрей Фесюн. — Если ветеран отправится на пенсию, премьер сможет отвлечься от внутрипартийных скандалов и больше времени уделять политике, в том числе и внешней.

Последнее время есть основания рассчитывать, что японско-российские отношения переживают возрождение. В сентябре министр иностранных дел Коитиро Гэмба заявил о необходимости выработать «совместный план продвижения стратегического партнерства». Более того, Япония рассматривает даже возможность совместной экономической деятельности на Южных Курилах. Правда, глава МИДа не преминул отметить, что «у России нет юридических оснований владеть островами». Но это можно рассматривать как реверанс в сторону традиционной позиции Японии.

В минувшую среду на Международном экономическом форуме в Хабаровске со схожим заявлением выступил парламентарий от ДПЯ Хаку Синкун, сильный политик из нового поколения. Того самого, которому мешает продвигаться ветеран Одзава.

— Ноду, нового премьера Японии, нельзя назвать человеком с антироссийскими взглядами, — считает Фесюн. — А учитывая действия Токио в последние месяцы, вполне возможно, что мы присутствуем при возникновении нового тренда, связанного с потеплением отношений между двумя странами.

Впрочем, все еще может повернуться иначе. Во-первых, шансов, что Одзава уйдет на покой, не столь уж и много. Кроме того, его отставка может ослабить ДПЯ, считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.

— Начнется внутрипартийная борьба между сторонниками и противниками Одзавы, которая отвлечет массу сил, — полагает эксперт.

Создается впечатление, что трагедия 11 марта этого года сильно изменила Японию, открыв ее для сотрудничества с новыми странами. Словно бы цунами окончательно унесло призрак сёгуна Токугавы но-Иэясу, когда-то закрывшего страну больше чем на 200 лет.