Помешает ли Иран строительству радара в Турции

Президент Ахмадинежад недоволен, что объект ПРО послужит защите Израиля
Игорь Являнский
Махмуд Ахмадинежад, фото: REUTERS/Эрик Тайер

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад резко раскритиковал решение правительства Турции о размещении радара ЕвроПРО НАТО.

— Он предназначен для защиты сионистского режима. Израилю нужны гарантии того, что в случае военных действий против Ирана наши ракеты не смогут достигнуть оккупированных территорий, — отметил он 5 октября в телеинтервью.

Ахмадинежада по-своему поддержал сирийский президент Башар Асад. Он заявил, что если НАТО нанесет удар по его стране, то в ответ по Израилю будут выпущены «сотни ракет».

— Если против Дамаска будет предпринят какой-либо сумасшедший шаг, мне понадобится не более шести часов, чтобы перебросить сотни ракет и снарядов на Голанские высоты и выпустить их по Тель-Авиву, — предупредил он.

По его словам, Иран в этом случае незамедлительно атакует американские военные корабли в Персидском заливе.

— Чем громче Ахмадинежад выступает против размещения радара в Турции, тем больше оснований у американцев, натовцев и турок полагать, что они на правильном пути, — считает руководитель постоянной делегации Совета Федерации в Азиатской парламентской ассамблее Рудик Искужин. — И что существует реальная ракетная угроза Тегерана как в сторону Израиля, так и в сторону Европы.

Однако, как полагает эксперт, ни Вашингтон, ни Брюссель не понимают до конца «иранский феномен». На самом деле Тегеран не слишком страшится, что Пентагон и НАТО берут его в военное кольцо. Ирану гораздо важнее держать и даже усиливать критический настрой в отношении Израиля и США. Чем резче будут выступления его лидеров, тем больше очков страна наберет в исламском мире, тем прочнее будут иранские позиции. А это — главная задача режима аятолл.

— Турция, подписывая соглашения, не упомянула, против какой страны направлен радар. Но, конечно, все понимают, что это Иран, — говорит профессор Института востоковедения РАН Владимир Сажин. — Тем более что решение о создании ЕвроПРО принималось на саммите НАТО еще в 2010 году. И главной его целью было недопущение ущерба для Европы, если Иран запустит свои баллистические ракеты.

Эксперт убежден, что Турция как страна НАТО все равно будет в той или иной мере вовлечена в конфликт, если альянс выступит против Ирана, — независимо от того, будет ли на ее территории объект ЕвроПРО или нет.

Напомним, меморандум о размещении радара Турция и США подписали в середине сентября. Он будет введен в эксплуатацию до конца нынешнего года на базе Куриджик недалеко от турецкого города Малатья. Сейчас там уже есть РЛС, которую построили американцы и передали турецким военным.

Чтобы защитить объект, в ближайшее время в турецкий сектор акватории Средиземного моря войдет американский атомный фрегат, оснащенный системой перехвата и уничтожения баллистических ракет Aegis. C ее помощью можно отслеживать и поражать выпущенные цели на расстоянии 2–3 тыс. км.

От чего защиты нет, так это от акций протеста, которые проходят в провинции Малатья. Митингующие, а их в минувшее воскресенье собралось до 5 тыс. человек, утверждают, что радар представляет опасность для жителей Восточной Турции. В случае возможного вооруженного конфликта между НАТО и Тегераном этот район вполне может стать зоной боевых действий.

— На самом деле протестующие — это не пацифисты, а представители так называемой мусульманской улицы, умеренные исламисты, — считает профессор Сажин.

По мнению профессора, демонстранты скорее проявляют солидарность с Ираном, чем пекутся о своей безопасности.