Начатые совершенно неожиданно обыски в офисах «дочек» «Газпрома» и его партнеров на европейском рынке оказались просто бряцанием оружием. Никаких обвинений против российской компании не выдвинуто, о добытых доказательствах нарушений антимонопольных законов тоже ничего не известно. В ответ «Газпром» пообещал полное содействие работе официальных органов Еврокомиссии, а российское Министерство энергетики напомнило о международных соглашениях и обязательствах по защите капиталовложений. Похоже, выемка документов стала политическим спектаклем, призванным подыграть массовым страхам перед «русским газом», делают вывод эксперты.
Проверки начались 27 сентября и продолжались на следующий день. Официально Еврокомиссия отказывается назвать компании, где уже побывали инспекторы. Известно только, что обыски и выемки документов прошли в офисах фирм, занимающихся продажей, транспортировкой и хранением природного газа в 10 странах — членах ЕС (всего в Евросоюз входит 27 стран).
— Антимонопольная дирекция начинает инспекцию в отношении какого-то участника рынка, в случае если у нее есть веские основания считать, что имеют место нарушения правил добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства ЕС, — заявила официальный представитель дирекции по антимонопольным мерам Еврокомиссии Амелия Торрес. — Раз речь идет о возможных нарушениях при поставках газа в центрально- и восточноевропейские страны ЕС, мы проводим расследование с целью получить доказательства таких нарушений. Это могут быть попытки раздела рынка, создание препятствий в доступе к розничным сетям, ограничение диверсификации поставок, завышение цен.
За нарушение законов о защите конкуренции в ЕС предусмотрены драконовские наказания. Нарушитель должен выплатить штраф в размере 10–30% от оборота на тех рынках, на которых были допущены нарушения. С учетом того, что продажи «Газпрома» в Германии в 2010 году составили около $9 млрд, штраф может составить от $900 млн до $2,7 млрд.
Четыре компании подтвердили обыски. Представители ЕК были в офисе во вторник и среду, рассказала пресс-секретарь Lietuvos Dujos (у «Газпрома» в ней 37% акций) Сигита Петриконите-Юркунене.
— 27 сентября чиновники Европейской комиссии провели обыски в RWE AG, RWE Supply & Trading и RWE Transgas. Основанием стала проверка возможных нарушающих конкуренцию оговорок в контрактах на поставку газа «Газпромом», — заявила пресс-секретарь немецкой RWE Бригитта Ламберц.
Австрийская OMV полностью сотрудничает с сотрудниками Комиссии ЕС по конкуренции, заверили в пресс-службе этой компании. Пресс-секретарь польской PGNiG Малгожата Олжик просто подтвердила факт приводящихся проверок. Еще две компании — немецкая E.ON Ruhrgas и чешская Vemex — от комментариев отказались, но их сотрудники рассказали о проверках местным журналистам.
Не затронули проверки Nord Stream, СП с участием «Газпрома». Компания не подпадает под действие Третьего энергопакета (запрещает одновременно продавать газ и владеть трубопроводами), потому что не распределяет газ, а только поставляет его в Европу, уточнила пресс-секретарь Nord Stream Ирина Васильева.
Полную поддержку действий европейских антимонопольщиков пообещали и в «Газпроме». Впрочем, что еще могли там сказать? Версий, почему именно сейчас возник интерес к их партнерам, у представителей российского концерна нет.
Ограничились формальными заявлениями в российском Минэнерго. Там напомнили о необходимости соблюдения законных интересов и прав «российского инвестора и поставщика газа».
— Данные интересы и права защищены как действующими международными соглашениями о защите и поощрении капиталовложений, так и международными соглашениями о сотрудничестве в энергетической сфере, на основании которых на долгосрочной основе осуществляются поставки газа в ряд европейских стран, а также транзит газа, — говорят в Минэнерго.
Проверки связанных с «Газпромом» компаний — чистая политика, нарушения найти вряд ли удастся, сходятся во мнении эксперты.
— «Газпрома» страшатся, но одновременно дают понять, что существуют рычаги давления и на него в лице еврокомиссаров, — говорит президент группы компаний «ГазЭнергоСтрой» Сергей Чернин. — Однако Еврокомиссия говорит только о подозрениях, а доказать их очень тяжело.
Еврокомиссия хочет приструнить участников газового рынка, чтобы и поставщик, и европейские партнеры «Газпрома» вели себя в четком соответствии с правилами игры и нормативами ЕС.
— «Газпром» — это не просто компания, а, по сути, инструмент российской внешней политики. Пока государство будет руководить его деятельностью в целях обеспечения интересов российской безопасности, а не как обычным оператором газового рынка, Евросоюзу придется подходить к нему с осторожностью, — заявил директор программы по энергетике французского Института международных отношений (IFRI) Уильям Рэмси.
«Газпром» пытается защитить свои инвестиции. Компания 40 лет строила газопроводы в Европе, а новые европейские законы в энергетике требуют их продать.
— Здесь есть какой-то иррациональный страх перед «Газпромом». Но для специалиста ясно, что зависимости нет. Поставщик больше зависит от потребителя, чем мы от «Газпрома», — полагает директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александр Рар. — Проблема с газом во многом надуманна. Для меня негативный сценарий — когда Россия повернется спиной к Европе. И, несмотря на то что это будет стоить больших денег, начнет поставлять газ на Восток. Тогда ЕС может просто не получить необходимых объемов газа.