Прокуратрура завернула дело генерала МВД Виктора Сюсюры

Надзорное ведомство попеняла следствию на то, что в обвинительном заключении не хватает важных материалов
Рафаэль Фахрутдинов
Виктор Сюсюра в Басманном суде Москвы, фото: Илья Питалев/РИА НОВОСТИ

Одно из самых масштабных дел о товарной контрабанде — дело генерал-майора МВД Виктора Сюсюры, обвиняемого в контрабанде на сумму около 88 млн рублей, задержалось по дороге в суд. Краснодарская прокуратура вернула дело на дорасследование по причине «нарушений прав на защиту обвиняемого». В краевом Следственном комитете уверяют, что нарушений в деле нет и намерены обжаловать решение прокуроров. Несмотря на «технические разногласия», оба ведомства солидарны: смягчения обвинения Сюсюре не грозит.

В постановлении краевой прокуратуры говорится, что региональный Следственный комитет, расследовавший дело, допустил «существенные нарушения уголовно-процессуального закона, в том числе право обвиняемых на защиту».

— В обвинительном заключении выявлена нехватка некоторых важнейших материалов и документов, — заявила «Известиям» начальник отдела по надзору за следствием в следственных органах прокуратуры Юлия Владыкина. — Кроме того, следователи не приняли во внимание ходатайства Сюсюры о производстве следственных действий, имеющих принципиальное значение для составления обвинительного заключения.

Рассказать о том, о каких материалах идет речь и какие следственные действия так и не были проведены, представитель прокуратуры отказалась, сославшись на тайну следствия.

Старший помощник руководителя СУ СК РФ по Краснодарскому краю Иван Сенгеров заявил, что его ведомство намерено обжаловать постановление вышестоящему прокурору.

— Мы направили дело в прокуратуру без единого нарушения. Как только мы его получим, — а это будет в течение трех ближайших дней — мы напишем жалобу на действия прокуратуры вышестоящему прокурору, — рассказал Сенгеров.

Несмотря на техническую заминку с отправкой дела Сюсюры в суд, и в прокуратуре, и в Следственном комитете уверяют: на квалификации самого обвинения эти факты не отразятся — обвинение Сюсюре все равно не смягчилось бы и не ужесточилось.

Генерал-лейтенант Виктор Сюсюра был задержан оперативниками ФСБ 17 октября 2009 года в городе Улан-Удэ по подозрению в пособничестве контрабандистам. До назначения главой МВД Бурятии Виктор Сюсюра занимал не такую высокую, но более хлебную должность — он был начальником Азово-Черноморского УВД на транспорте (АЧ УВДТ). Влиятельная поддержка Сюсюры, считает следствие, позволяла нескольким дельцам с 2004 года на протяжении двух лет незаконно ввозить из Турции, Ливана, Сирии на территорию Краснодарского края одежду, обувь и другой ширпотреб. Например, по документам вместо дубленок ввозили «резиновые шарики».

Весь этот импорт нелегально растомаживался и попадал на прилавки московских магазинов и рынков. Прибыль от продажи исчислялась миллионами долларов, а в масштабной афере были замешаны десятки людей — таможенники, бизнесмены и высокопоставленные чиновники силовых ведомств.

В феврале 2010 года Сюсюра был уволен из органов. В начале 2010 года по делу Сюсюры следствие постановило задержать экс-начальника службы экономической безопасности УФСБ по Краснодарскому краю Александра Молибога. Он сбежал за границу и был объявлен в международный розыск. В марте 2010 по делу Сюсюры был арестован начальник оперативно-разыскного бюро № 11 департамента обеспечения порядка на транспорте МВД РФ полковник Сергей Мотин.

В сентябре 2011 года Сюсюре было предъявлено обвинение по 59 эпизодам содействия контрабанде товаров из Турции на общую сумму88 млн рублей, а также в препятствовании расследованиям данных преступлений.

Сам обвиняемый заявляет, что дело в отношении него сфабриковала ФСБ России за противостояние силовикам, крышевавшим контрабандиста Хасана Массауи, организовавшего контрабанду через Краснодарский край.

Под следствием генерал Сюсюра находился 22 месяца. Арест продлевался больше семи раз. Трижды за это время опальный генерал объявлял голодовку, протестуя против нарушений закона, и даже обратился в Европейский суд с жалобой на нарушение Конвенции о правах человека.