Победа русских в Латвии может обернуться поражением

Правое большинство в сейме не позволит «Центру согласия» Нила Ушакова войти в новое правительство
Кирилл Зубков
фото: REUTERS

На внеочередных выборах в сейм Латвии, состоявшихся 17 сентября, большинство набирает объединение «Центр согласия», считающееся выразителем интересов русскоязычного меньшинства республики. «Русская партия» под руководством мэра Риги Нила Ушакова лидирует в 909 округах из 1027.

Говорить о победе «Центра согласия», однако, преждевременно. Велика вероятность того, что «латышские» партии, напуганные успехом объединения русскоязычных, сформируют блок и не пустят Ушакова и его людей в состав нового кабинета министров Латвии.

— «Центр согласия» набрал голосов в сейме больше других, — заметил «Известиям» аналитик латвийского центра Providus Рейнис Аболтиньш. — Однако большинство в парламенте получили партии, которые можно отнести к правым и крайне правым.

Если «Центр согласия», по последним данным, набирает в сейме 29,6% голосов, то созданная специально под выборы Партия реформ бывшего президента Латвии Валдиса Затлерса набирает 28,9%, а партия «Единство» во главе с действующим премьером республики Валдисом Домбровскисом — 18,4%.

— Коалиция между Затлерсом и Домбровскисом позволит сформировать в Латвии правительство большинства, — разъяснил Аболтиньш. — Таким образом, из игры будет выведен не только «Центр согласия», но и партия «Союз зеленых и крестьян», слишком тесно связанная с мэром Вентспилса Айварсом Лембергсом.

Борьба с «вентспилской группировкой», которую чаще называют «портовой мафией», является для Риги гораздо более злободневным делом, чем нейтрализация русскоязычной партии, добавил латвийский политолог.

Так что ни о каком «русском правительстве» Латвии речь не идет, резюмировал Рейнис Аболтиньш.

— Максимум, на что могут рассчитывать Нил Ушаков и его люди, — это несколько малозначащих министерских постов в новом кабинете, — убежден эксперт. — Да и это произойдет, только если на включении «Центра согласия» в правительство будет настаивать президент Латвии Андрис Берзиньш.

По конституции, президент вправе отклонить предложенный сеймом состав кабинета. Парламентское большинство формирует правительство по результатам консультаций с главой государства.

Победа русскоязычной партии в Латвии если и способна изменить российско-латвийские отношения, то только в сторону их ухудшения. Успех «Центра согласия» может мобилизовать электорат крайне националистических сил республики, выступающих против уравнивания русских в гражданских правах с латышами.

В последние годы националисты и неонацисты в Латвии постепенно теряли популярность, однако результаты выборов в сейм способны изменить эту тенденцию.

Не случайно Валдис Домбровскис уже заявил, что третьим членом коалиции большинства вместе с возглавляемым им «Единством» и Партией реформ Затлерса могут стать откровенные неонацисты из объединения «Все для Латвии! — Отчизне и свободе (Движение за национальную независимость Латвии)».

На субботних выборах ВДЛ-ОИС (ДННЛ) набрало 13,6% голосов. Понятно, что без союза с умеренно правыми партиями мест им в кабинете министров не видать. Однако неожиданный успех «русской партии» позволит неонацистам войти в состав правительства.