«В финале «Магнитка» и СКА должны показать равную борьбу»

Эксперты «Известий» Александр Пашков, Рафаил Ишматов и Александр Кожевников — об участниках решающих матчей Кубка Гагарина
Алексей Фомин, Севастиан Терлецкий
Фото: РИА НОВОСТИ/Ярослав Неелов

В Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) определились финалисты Кубка Гагарина. Ими стали магнитогорский «Металлург» и СКА. Оба коллектива выиграли финальные серии в своих конференциях с сухим счетом (4:0). Петербургские армейцы оказались сильнее ярославского «Локомотива» на Западе, а «сталевары» победили казанский «Ак Барс» на Востоке.

— Были надежды, что «Локомотив» и «Ак Барс» сумеют выиграть хотя бы четвертые матчи, поскольку СКА и «Магнитка» подошли к этим встречам уже откровенно измочаленными бесконечной борьбой с Ярославлем, — заявил «Известиям» экс-вратарь сборной СССР Александр Пашков. — У питерцев и магнитогорцев было много травмированных, накопилась определенная усталость. Поэтому, сделав относительно комфортный счет 2:0 во втором выездном матче, армейцы «просели», позволили «Локомотиву» забить в меньшинстве и создать несколько опасных моментов у ворот Игоря Шестеркина.

Примечательно, что, несмотря на разгромные счета в сериях, «Локомотив» и «Ак Барс» почти во всех играх на равных бились с фаворитами и были близки к победам. Ярославский клуб упустил в первом матче серии победу над СКА за 10 секунд до финальной сирены, а затем проиграл в овертайме (4:5). В третьей игре к середине третьего периода счет был 1:0 в пользу «железнодорожников», но, оказавшись в меньшинстве в результате курьезного удаления своего главного тренера Алексея Кудашова, они позволили петербургской команде сравнять счет, а затем снова выиграть в овертайме.

— Такого превосходства в серии СКА добился за счет индивидуального мастерства своих хоккеистов, — сказал «Известиям» двукратный олимпийский чемпион Александр Кожевников. — «Локомотив» создал чуть ли не в два раза больше моментов за первые три матча, но очень мало забрасывал. Это сказалось и на психологическом состоянии ярославцев. Они вели в счете в конце двух игр, но в итоге их проиграли. Это говорит о запасе мастерства и класса СКА.

Не менее напряженными выдались и матчи на Востоке. В первой игре командам пришлось сыграть два овертайма, и лишь на 85-й минуте Сергей Мозякин после длинного паса Криса Ли воспользовался ошибкой обороны «Ак Барса» и забросил победную шайбу (2:1). Но особенно драматичной выдалась третья игра. Казанский клуб вел на своем льду 2:1 за четыре минуты до финальной сирены, но в течение последующих двух с половиной минут экс-форвард команды из столицы Татарстана Данис Зарипов дважды поразил ворота Эмиля Гарипова.

— После таких ударов, как в концовках третьих матчей обоих финалов, очень тяжело собраться, — сказал Пашков. — Главным оказался психологический фактор. Если команда проигрывает в серии 0:3, нужен беспрецедентный морально-психологический подвиг, чтобы закончить противостояние в свою пользу или хотя бы выйти из него с честью, не отдав так просто четвертый матч. Это довольно непросто в сложившихся для «Локомотива» и «Ак Барса» обстоятельствах. Было видно, что тренеры вложили в души игроков желание биться, команды попытались навязать СКА и «Металлургу» борьбу, но делали это больше по инерции.

По мнению эксперта, после таких поражений «Ак Барсу» и «Локо» было сложно добиться успехов в четвертых матчах и хотя бы отсрочить окончание серий.

— Дальше нужно было уже преодолеть не только соперника, но и морально проигрышное состояние, — добавил Пашков. — Тем более когда проигрываешь таким образом, как «Локомотив» в третьем матче со СКА, — через удаление главного тренера. Такие поражения тяжело переживаются. Они откладываются в голове, и, как бы ни настраивались хоккеисты на следующие встречи, перебороть себя очень сложно.

Бывший главный тренер молодежной сборной России Рафаил Ишматов посетовал на значительное расслоение в кадровых возможностях двух финалистов Кубка Гагарина и остальными коллективами.

— «Ак Барс» и «Локомотив» как могли оказали сопротивление, — отметил «Известиям» специалист. — Но у них нет игроков, являющихся подлинным украшением нашего хоккея. Таких людей в последние годы у нас вообще мало, и все они либо уехали в НХЛ, либо скопились в Питере и Магнитогорске. Люди с высокой технической готовностью как в катании на коньках, так и во владении клюшкой — такие хоккеисты имеют школу и олицетворяют классический советско-российский хоккей. И они решают в эпизодах, в результате чего даже такие обученные команды, как «Локомотив» и «Ак Барс», а до этого московское «Динамо», ничего не могут сделать.

В нынешнем сезоне впервые в истории КХЛ вплоть до финала Кубка Гагарина ни одна серия не дошла до последнего, седьмого, матча. А финалы конференций прошли в рекордно короткие сроки.

— Надо принимать какие-то меры, думать, как сократить дистанцию в классе команд, — отметил Кожевников. — Сейчас в КХЛ есть явный недостаток игроков экстра-класса уровня Дацюка, Ковальчука, Мозякина и Зарипова, способных индивидуально решить эпизод. При этом многие из них еще уезжают, как это было с Радуловым и Панариным. Кто-то уедет и сейчас.

По мнению Ишматова, выигравшего в 2003 году во главе сборной России молодежный чемпионат мира, отечественному хоккею стоит задуматься об усилении подготовки резерва.

— В определенный момент ради сиюминутного результата мы стали меньше думать о резерве, завтрашнем дне, перспективе, — подчеркнул специалист. — У нас очень серьезный пробел в индивидуальной подготовке хоккеистов. В результате чего ряд звезд СКА и «Магнитки» в 35 лет играют в КХЛ лучше и результативнее, чем в 25. Остальные просто не имеют должных технических навыков и оснащенности, чтобы их остановить. В итоге у нас сейчас только две команды играют в хоккей, а не мучаются на льду.

При этом все эксперты сошлись во мнении, что финальная серия пройдет в равной борьбе.

— И по стилю, и по классу «Магнитка» и СКА примерно равны — надеюсь, хоть здесь мы увидим борьбу подольше, чем в четырех-пяти матчах, — резюмировал Кожевников.

Финал Кубка Гагарина стартует 8 апреля.

Подписывайтесь на наш канал «Известия СПОРТ» в Twitter и Instagram