В Мультимедиа Арт Музее представили новый календарь Pirelli

Фотограф Питер Линдберг увидел Уму Турман и Николь Кидман в неожиданном амплуа
Сергей Уваров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Мультимедиа Арт Музей (МАММ) вот уже несколько лет подряд демонстрирует новые календари Pirelli. Снимки Карла Лагерфельда, Энни Лейбовиц, Стивена Мейзела появлялись на Остоженке с календарной пунктуальностью. Не стала исключением и новая съемка, созданная Питером Линдбергом. Однако в отличие от предшественников его работы куда органичнее вписались в арт-пространство, где идейное наполнение ценится выше визуального лоска.

Традиционно посвященный женской красоте, ежегодный проект Pirelli прошел эволюцию от легкой эротики, призванной порадовать глаз партнеров компании, до концептуальных фотосерий, созданных ведущими мировыми мастерами. Причем в последние годы наметилась любопытная тенденция: сексуальный подтекст исчез, модель стала не объектом мужского желания, а личностью, победительницей, богиней.

Автор Календаря-2017 Питер Линдберг, не в первый раз работающий для Pirelli, пошел еще дальше. От юных красавиц из модельных агентств он отказался в пользу знаменитых актрис разных поколений, а глянцевому антуражу предпочел естественность обаяния. На его снимках Ума Турман и Пенелопа Крус доверительно смотрят в кадр и на время забывают о своем статусе голливудских небожительниц. Мифологическим персонажам Карла Лагерфельда и сильным женщинам Энни Лейбовиц Линдберг противопоставил героинь, не боящихся показаться слабыми, уязвимыми.

Впрочем, на самом деле участницам проекта не откажешь в храбрости. Джулианна Мур и Робин Райт, разменявшие шестой десяток, выглядят у Линдберга на свои годы, не моложе. И даже Николь Кидман, отчаянно боровшаяся с неумолимым ходом времени при помощи ботокса, не побоялась предстать перед камерой а-ла натюрель — без макияжа и с наспех собранными волосами.

Отказ от ретуши — как до, так и после съемки, — еще один актуальный принцип, возведенный Линдбергом в абсолют. Морщины, родинки, веснушки становятся у него важной составляющей образа. «Кто решил, что это некрасиво?» — как будто вопрошает фотограф и вопреки всем фэшн-канонам любуется складками кожи на руках, фактурой кожи, измученной гримом, причудливым узором пигментных пятен.

— Моя цель — это переосмысление фотопортрета, — рассказал Питер Линдберг. — Я пригласил женщин, которые имеют для меня особое значение, а фотографировать их — означает быть к ним еще ближе. Моя задача как художника — освободить женщин от фетиша вечной молодости и совершенства. Идеал красоты, продвигаемый современным обществом, — это химера.

Кураторы МАММ не ограничились демонстрацией одних только работ Линдберга. В центре зала, посвященного Pirelli, сооружена небольшая комната, на стенах которой — кадры из прошлых календарей. Здесь и японские куколки Патрика Демаршелье (2004), и нарисованные в «фотошопе» коллажи Ника Найта (2004) и даже работницы бензоколонки Хельмута Ньютона (1986), выглядящие как дерзкий ретропривет из времен, когда обвинения мужчин в сексизме еще не стали нормой.

Сопоставляя фотосессии разных лет, музей не навязывает зрителю тот или иной взгляд на красоту. И в этом, пожалуй, главный посыл выставки: женщины прекрасны всегда и вне зависимости от концепций. Тем более если за камерой стоит большой мастер.

:

Pirelli пересматривает планы развития в России