Орган спел дуэтом

Певица Альбина Шагимуратова выступила в сопровождении знаменитого инструмента Большого зала консерватории
Сергей Уваров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В первом концертном сезоне отреставрированного органа Большого зала консерватории (БЗК) особое место занял вечер Альбины Шагимуратовой. На нем возрожденный инструмент предстал в непривычном аккомпанирующем амплуа. Вместе с органистом Рубином Абдуллиным обладательница колоратурного сопрано спела духовные произведения Моцарта и Сен-Санса.

Шагимуратова известна в первую очередь как исполнительница партии Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта. Именно в этой роли она выступала на Зальцбургском фестивале, в La Scala, Metropolitan Opera и других ведущих театрах. Но восхождение Альбины на оперный Олимп началось со сцены БЗК: в 2007 году девушка из провинции завоевала золотую медаль на Конкурсе имени Чайковского и сразу попала в поле зрения импресарио со всего мира.

Было бы логично отметить 10-летие победы программой из виртуозных оперных арий. Но Шагимуратова подобрала для консерваторского сольника необычный репертуар. В первом отделении певица исполнила три сочинения Камиля Сен-Санса (Panis angelicus, O Salutaris из Meccы Соч.4 и Ave Maria), а после антракта прозвучал мотет Моцарта Exsultate, jubilate в переложении для сопрано и органа.

Общая продолжительность вокальных номеров — меньше получаса, поэтому тот, кто шел «на Шагимуратову», мог испытать некоторое разочарование. И дело не только в хронометраже. В религиозных произведениях на латинские тексты виртуозному голосу Царицы ночи было явно тесно. Исключение составила разве что последняя часть Exsultate, jubilate — Alleluja, в которой хватало и россыпей фиоритур, и сияющих вершин. В угоду поклонникам певица исполнила финал мотета дважды.

В дополнение к вокальным номерам на концерте прозвучали и вещи для органа соло: Хорал № 1 и «Героическая пьеса» Сезара Франка, а также Соната для органа на 94-й псалом Юлиуса Ройбке. И если пение Шагимуратовой при всей его безупречности оставляло ощущение нераскрытых возможностей, то сольная часть программы вызывала такие же мысли в отношении тембровых красот главного «жителя» БЗК.

Ранее Рубин Абдуллин и Альбина Шагимуратова уже исполняли эту программу (с небольшими вариациями) — в Санкт-Петербурге и Казани. Однако для одного из лучших органов России и главного в стране зала академической музыки этот репертуар кажется недостаточно эффектным и ярким, хотя и, несомненно, оригинальным.

С другой стороны, нельзя не отметить, насколько подходящими друг для друга оказались два удивительных инструмента — колоратурное сопрано Шагимуратовой и творение фирмы Cavaille-Coll. Ну а услышать их по отдельности во всей красе можно будет еще не раз.