Постоплата за эвакуацию оказалась подсудным делом

Верховный суд проверит, имела ли право антимонопольная служба установить 30-дневный срок для отсрочки оплаты
Татьяна Берсенева
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Компания, занимающаяся эвакуацией автомобилей в Санкт-Петербурге, оспаривает в Верховном суде РФ норму Методических указаний Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в которых ведомство рекомендовало регионам ввести как минимум 30-дневную отсрочку на оплату перемещения и хранения машин. В компании убеждены, что антимонопольщики превысили свои полномочия, указав в документе конкретный срок, хотя должны были разработать правила расчета тарифа в зависимости от срока оплаты.

Верховный суд рассмотрит жалобу компании «Исток», занимающейся эвакуацией машин в Санкт-Петербурге, на правила отсрочки оплаты перемещения и хранения машин на штраф-стоянках. Такая возможность появилась у водителей с 1 сентября прошлого года. В КоАПе указано, что регионы сами должны принять местные законы о тарифах и конкретных сроках оплаты. При этом субъекты обязаны руководствоваться Методическими указаниями по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, которые ФАС России утвердила в августе прошлого года. Согласно этим указаниям, срок оплаты определяется субъектом, но не должен быть менее 30 дней (п. 7).

Истцы убеждены, что антимонопольный орган, рекомендуя давать отсрочку минимум в 30 дней, превысил свои полномочия.

— Задача ФАС заключалась в том, чтобы они дали методические указания по расчету тарифов, а не устанавливали конкретные сроки. Это не входит в их полномочия. Они должны были разработать правила расчета тарифа в зависимости от срока оплаты, — рассказал «Известиям» директор Ассоциации специальных площадок Петербурга Борис Вьюшкин, он будет представлять интересы «Истока» в ВС.

По его словам, дело не в том, маленький срок или большой указан в методуказаниях, а в том, что расчет тарифа должен быть обоснован, помимо экономических показателей, еще сроком, в течение которого платит человек. Кроме того, он предполагает, что в случае принятия регионального закона с определением срока отсрочки автовладельцы могут лишиться права оплачивать эвакуацию сразу же при получении автомобиля. Так как иное будет противоречить указаниям методики, в которой говорится про отсрочку.

С последним утверждением не согласен первый зампред комитета по госстроительству и законодательству ГД Вячеслав Лысаков. Он убежден, что никакой коллизии нет, если человек захочет, то сразу оплатит эвакуацию. Кроме того, депутат напоминает, что не антимонопольная служба отменила предоплату за эвакуацию, а федеральный закон.

В Москве летом 2016 года была введена скидка в 25% при оплате эвакуации сразу, до возврата автомобиля, рассказал парламентарий. По его словам, многие этим пользуются, а если бы скидка была 50%, то машину забирали сразу и все.

Однако до сих пор в Москве тариф не пересчитан в соответствии с методикой ФАС, и до сих пор стоимость зависит от мощности автомобиля и составляет 3–7 тыс. рублей. По словам Вячеслава Лысакова, большинство регионов так и не используют методику при определении стоимости эвакуации автомобилей, то есть игнорируют закон.

По словам Бориса Вьюшкина, в Петербурге пока не принят закон о параметрах отсрочки при оплате эвакуации. Стоимость этой услуги осталась на уровне 2012 года и составляет 2,7 тыс. рублей. В декабре законодательное собрание Санкт-Петербурга предусмотрело в городском законе возможность постоплаты эвакуации, а заодно установила штраф за ее неоплату — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Заседание ВС пройдет 9 марта. В ФАС от комментариев отказались.

:

МВД просят разработать открытую инструкцию по эвакуации авто

ФАС разработала новую схему расчета цены на эвакуацию автомобилей

Ставропольские водители за эвакуацию авто платили в два раза больше