Сланцевые проекты подали признаки жизни

Международные компании приступили к разморозке нетрадиционного бурения
Мария Тодорова
Фото: REUTERS/Christian Hartmann

Рост цен на нефть помог американским нефтяникам перезапустить сланцевые проекты. Российские производители тоже получили дополнительную прибыль, но она могла бы быть больше без соглашения о снижении добычи ОПЕК, уверены представители крупнейших отраслевых аналитических центров.

Американские нефтяники увеличили производство сырья к концу февраля на 600 тыс. баррелей в сутки по сравнению с летним минимумом прошлого года. В ближайшие полгода американцы за счет разработки сланцевых ресурсов могут увеличить бурение еще на 30%. Однако, несмотря на активность сланцевиков, мировые цены на сырье вряд ли упадут.

Рост бурения в Америке является отложенной реакцией на увеличение мировых цен на нефть, считает замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. По данным Bloomberg, в среду цена на нефть WTI превышала $54, Brent — $57.

— Следует учитывать, что значительную часть прироста добычи в США дали месторождения в Мексиканском заливе и сезонный рост добычи на Аляске. Лишь часть роста связана со сланцевой нефтью. Тем не менее объемы бурения еще не достигли тех уровней, которые позволили ли бы стабилизировать добычу в США в долгосрочной перспективе, — сказал Василий Танурков.

По его словам, для стабилизации добычи в Америке необходим рост бурения еще примерно на 30%, на что при текущих темпах роста его объемов может понадобиться еще порядка полугода.

Разморозка сланцевых проектов на фоне роста нефтяных цен происходит быстрее, чем возобновление добычи из традиционных источников, объясняет аналитик Vygon Consulting Екатерина Колбикова.

— Динамика ввода буровых установок на нетрадиционных формациях с отставанием в 3-4 месяца повторяет динамику цен на нефть, это объясняется короткими инвестиционными циклами в бурении, — говорит она.

Однако Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и страны, не входящие в нее, не только имеют более длительные сроки реализации нефтяных проектов, но также связаны обязательствами по сокращению добычи в рамках достигнутых в конце прошлого года договоренностей, заключает Екатерина Колбикова.

— Поведение российских нефтяников определяется исключительно политикой государства: скажут наращивать — нарастят, сокращать — сократят. В данном вопросе никакой самостоятельности не предусмотрено, — считает гендиректор консалтинговой компании «Креон Энерджи» Санджар Тургунов.

Доходы российского бюджета благодаря росту цен на нефть после достижения соглашения с ОПЕК увеличиваются. Тургунов подсчитал, что рост цен помог не только сланцевым компаниям — лишние $5 с барреля получает весь мировой рынок, включая российские нефтяные компании.

Екатерина Колбикова согласна: российские компании компенсировали убытки от выбывших с рынка объемов за счет роста цен. Это позволяет говорить о наступлении более выгодных для всех производителей нефти условий, считает она.

По словам Василия Тануркова из АКРА, в ближайшем будущем нет существенных рисков обвала цен на нефть вслед за ростом добычи в США. С ростом сезонного спроса ускорится процесс сокращения запасов нефти на мировом рынке, что может стать драйвером для роста цен.

В «Финаме» также прогнозируют небольшой рост цен на нефть.

— Нефть марки Brent может единовременно подняться примерно до $60 за баррель, но не более. Рост предложения со стороны сланцевых производителей не позволит ценам продолжить рост и может привести к коррекционному снижению, — сказал аналитик «Финам» Богдан Зварич.

По оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), объемы бурения в США демонстрируют рост уже в течение девяти месяцев и число работающих буровых к концу февраля (602 установки) почти удвоилось по сравнению с минимумами, достигнутыми летом прошлого года (316 установок). Добыча растет с августа прошлого года и к концу февраля увеличилась на 600 тыс. баррелей в сутки в сравнении с июлем 2016 года.

Россия, вступившая в соглашение со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти, должна снизить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки к концу первого полугодия 2017 года.