Великобритания сделала ставку на ливийского маршала

Лондон выступил за привлечение Халифы Хафтара к участию в политической жизни Ливии
Андрей Онтиков
Фото: Getty Images/Anadolu Agency

Глава МИД Великобритании Борис Джонсон заявил о необходимости привлечь командующего ливийской армией Халифу Хафтара к работе Правительства национального согласия в Триполи, которое поддерживается международным сообществом. Лондон, до последнего момента игнорировавший военачальника, впервые заговорил о его участии в политическом будущем Ливии. По мнению экспертов, в Великобритании наконец трезво взглянули на происходящее в североафриканской стране. Это может привести к подвижкам в урегулировании ситуации.

Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон заявил, что необходимо убедить все силы ливийского конфликта привлечь командующего национальной армией маршала Халифу Хафтара к участию в работе Правительства национального согласия.

— Ключевой вопрос — как гарантировать, что Хафтар тем или иным образом будет включен в правительство Ливии, — сказал глава британского МИДа.

Как пояснил «Известиям» первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, намерения Великобритании привлечь Халифу Хафтара к участию в работе правительства говорят, что на Западе наконец-то осознали: без него разрешить кризис в Ливии будет невозможно.

— Видимо, других вариантов просто не остается. Это попытка восстановить государственность Ливии и вновь сделать страну субъектом международных отношений, — сказал российский сенатор.

Пока действия мирового сообщества по урегулированию кризиса в североафриканской стране не принесли значимых результатов. Страны — соседи Ливии на регулярной основе проводят встречи, где обсуждаются пути преодоления кризиса. При международном посредничестве в марокканском Схирате в июле 2015 года было подписано соглашение о формировании Правительства национального согласия. Этот документ был подкреплен резолюцией Совбеза ООН № 2259. Кабинет проводит заседания в Триполи. Однако его не признает парламент в Тобруке, поддерживаемый армией во главе с Халифой Хафтаром.

Несмотря на то что мировое сообщество признает оба органа, до последнего времени страны Запада, в том числе и Великобритания, поддерживали контакты исключительно с представителями Триполи и оставляли без внимания Тобрук. При этом, как заявил на днях Халифа Хафтар, его войска контролируют 95% территории Ливии.

Как считает востоковед и бывший дипломат Вячеслав Матузов, игнорирование реального положения дел в стране и обусловило пробуксовку в ливийском урегулировании.

— Запад придерживался ошибочной линии, изолируя законодательный орган и вооруженные силы страны. Однако Хафтар по существу принудил Великобританию обратить внимание на силы, контролирующие подавляющую часть страны. Это не значит, что правительство в Триполи должно выпасть из политического процесса. Наоборот, необходимо вовлечь в него все стороны конфликта, — отметил эксперт.

Именно такой позиции придерживается Москва. Ситуацию в интервью «Известиям» подтвердил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

— Убеждены, что решить проблему удастся только в том случае, если к работе органов власти на всех уровнях будут привлечены представители широкого спектра общественно-политических сил, племенных и региональных групп, — пояснил глава МИДа.

Ливийский политолог Абдельазиз Эгнийя, проживающий в Лондоне, выразил мнение, что смена подходов Великобритании объясняется тем, что в руководстве страны боятся выпасть из проходящих в Ливии процессов.

— В США появилась новая администрация, которая может переоценить подходы к ситуации в Северной Африке. Россия поддерживает связи в том числе и с Хафтаром и играет в стране всё более активную роль. В этой ситуации Великобритания рискует оказаться за рамками событий. Прозвучавшее из уст Бориса Джонсона заявление является попыткой опереться на другую силу, поскольку Правительство национального согласия не контролирует ситуацию даже в Триполи. Влияние кабинета распространяется по большому счету только на военно-морскую базу в ливийской столице, где правительство и проводит заседания, — отметил эксперт.