Банкоматы настроились на прием

Безналичный оборот помогает государству в борьбе с теневым сектором
Анастасия Алексеевских
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Россияне стали значительно чаще использовать банкоматы для внесения наличных. Об этом свидетельствуют данные опроса 30 крупнейших банков, проведенного «Известиями». Новая привычка россиян помогает банкам повышать прозрачность операций своих клиентов, Центробанку — уменьшать долю наличных в обращении, а правительству — бороться с теневой экономикой.

Структура российской экономики все больше «обеляется» за счет увеличения безналичного оборота, чего власти добиваются с 2011 года. По словам банкиров, Россия приближается к европейской практике, где операции по снятию наличных в банкомате занимают всего треть от проводимых клиентами операций.

«Известия» опросили крупнейшие банки, чтобы выяснить, какие операции в банкомате — по внесению или снятию наличных в банкоматах — преобладают на текущий момент. В банках констатировали, что доля клиентов, использующих банкоматы для внесения средств, растет. Например, в Бинбанке на долю операций по внесению приходилось 15% в 2015 году и уже 35% в 2016-м. В «Русском стандарте» показатель увеличился с 79,8 до 80,2%. В ВТБ — на 1 процентный пункт, до 15%, в ВТБ 24 — в 1,3 раза. В «Ак Барсе» показатель вырос с 32 до 36%.

Статистика ЦБ РФ подтверждает этот тренд. По данным Центробанка, за девять месяцев 2016 года граждане совершили 8,8 млрд безналичных трансакций. Это на 1% больше, чем за весь 2015 год. По сравнению с 2014 годом рост числа операций по оплате товаров и услуг составил 44,3%. Число операций по снятию наличных сократилось с 3,3 млрд за 2014 и 2015 годы до 2,5 млрд в прошлом году.

По оценкам директора департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Никиты Хомутова, около 50% от оборотов пополнения через банкоматы идет в безналичную оплату, то есть как раз способствует увеличению безналичного оборота.

По словам главного аналитика Сбербанка Михаила Матовникова, по итогам 2016 года объем наличности, зачисленной на карты через банкоматы и отделения банка, был всего вдвое меньше, чем объем наличности, зачисленной в рамках зарплатных проектов.

— Мы видим, что большая часть клиентов — почти треть — вносят деньги на карты Сбербанка и затем тратят их по своему усмотрению, — отметил Михаил Матовников. — Это граждане, получающие зарплаты наличными, и клиенты-зарплатники других банков, которых не устраивает сервис банка, обслуживающего зарплатный проект.

Безналичный оборот в Сбербанке растет высокими темпами, подтверждает он. Если раньше безналичным путем оплачивались крупные покупки — например, 15 тыс. рублей платилось с карты, а 200 рублей — наличными, то сейчас растет число безналичных мелких трансакций, например за проезд в метро. Увеличивается объем p2p-переводов (между физлицами). Безналичным способом всё чаще оплачиваются услуги няни, репетитора, сборы в детском саду и школе.

По словам Михаила Матовникова, структура экономики за счет роста безналичного оборота всё больше «обеляется». Эту цель преследуют Минфин и ЦБ с 2011 года. В то же время доля безналичных трансакций в общем объеме расходов граждан, по словам Михаила Матовникова, пока невелика — 24%.

— В России самый высокий темп роста безналичного оборота среди развитых и развивающихся стран, через 10 лет совершенно реально приблизиться к доле расходов граждан по картам на уровне 50%, — уверен Михаил Матовников. — Мы не достигнем уровня скандинавских стран — Норвегии, Швеции, Дании, почти полностью отказавшихся от наличных, но по крайней мере будем в одном ряду с Испанией, Италией, Бразилией и США, где доля наличности остается высокой.

По словам первого зампреда банка «Русский стандарт» Евгения Лапина, драйвером роста платежей по картам является спрос покупателей, осознающих удобство использования этого инструмента, особенно с учетом бонусных программ банков: начисление процентов на остаток, сashback (возврат клиенту части суммы за совершенные покупки), кобрендовые проекты (например, карта, эмитируемая совместно с авиакомпанией) с возможностью накопления бонусов или миль.

Как отмечает вице-президент ВТБ Иван Пятков, перетекание наличных расчетов в сферу безналичного денежного оборота приведет к увеличению ресурсной базы кредитных организаций и поможет существенно снизить расходы на работу с наличными.