Поле битвы — Чертаново

Федор Бондарчук познакомил Ромео и Джульетту с инопланетянами
Лариса Юсипова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В российском прокате — «Притяжение» Федора Бондарчука. Первый показ еще до официальной премьеры был организован для жителей столичного района Чертаново — именно там разворачиваются основные события нового блокбастера.

Посмотреть на метеоритный дождь, который бывает раз в столетие, высыпала вся Москва. Одно из небесных тел при ближайшем рассмотрении оказалось вовсе не метеоритом, а неким неопознанным объектом — рукотворного, как уверены высокие военные чины, происхождения. И в отличие от настоящих метеоритов, не угрожающих Земле, этот снизился на опасное расстояние. А вскоре, пораженный огнем ПВО, и вовсе рухнул. Как раз на Чертаново, где проживают главные герои фильма.

Так выглядит завязка картины, которая, являясь по формальным признакам фантастикой, грозит обернуться актуальным высказыванием про современность. Время действия — наши дни, городской пейзаж узнаваем и не приукрашен. Обычный спальный район, недалеко, кстати, от Бирюлево, где в 2014-м случился межнациональный конфликт, который и натолкнул молодых продюсеров Александра Андрющенко и Михаила Врубеля на идею этой картины.

Уже имея на руках черновой вариант сценария, они обратились к Федору Бондарчуку и увлекли его своим замыслом. Все прекрасно понимали: снимая чисто социальную драму, рассчитывать на большую зрительскую аудиторию бессмысленно. Для разговора с теми, кто заполняет сейчас кинотеатры, нужен другой формат. Так и возник проект «Притяжение», переплавивший в себе голливудский «Район номер 9» (на «Притяжении» работал звукорежиссер этой картины), лучшие образцы советской кинофантастики и сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира. Переплавивший, но не сбившийся на вторичность, поскольку у авторов есть четкое представление о том, что именно они хотят рассказать, а также— владение языком, на котором сейчас принято рассказывать такие истории.

Когда стало ясно, что в Чертаново совершил вынужденную посадку настоящий инопланетный корабль, на первый план вышла разумная точка зрения: не атаковать пришельцев, а, наоборот, взять под охрану и постараться понять, кто и с чем пожаловал на Землю. Если за разум в фильме отвечает полковник Валентин Лебедев в исполнении Олега Меньшикова (у которого, как всегда, интонации говорят куда больше, чем слова), то за чувства — его дочь, старшеклассница Юля (Ирина Старшенбаум). Именно ей, пройдя через испытания утратой, предательством и любовью, удается доказать инопланетному разуму, что человечество не так безнадежно.

Федор Бондарчук, который охотно признается, что любит общаться с молодыми, поскольку подпитывается от них энергией, снял кино для молодых, о молодых и с командой, средний возраст которой примерно такой же, как у героев фильма. Молодые сопродюсеры Врубель и Андрющенко, молодой оператор Михаил Хасая, для которого это вторая после «Холодного фронта» Волобуева работа в кино, и сборная лучших молодых артистов Москвы поколения 20-летних: Александр Петров, Риналь Мухаметов, Никита Кукушкин, Ирина Старшенбаум, которой, несмотря на отсутствие профессионального образования, удалось обойти на пробах многочисленных соперниц.

И всё же главным при всех изобразительных, актерских и постановочных достоинствах фильма остается сама история (авторы сценария — Олег Маловичко и Андрей Золотарев). «Притяжение» — история любви, история семьи, история ребят с одного двора. История о том, что вызовы, рожденные современностью, гораздо сложнее, чем принято о них думать. Что любовь к своему, родному, сталкиваясь с неприятием чужого, перестает быть любовью. Что терпимость и открытость к иному — не просто постулат навязшей многим в зубах политкорректности, а обязательное условие нормального человеческого существования.

Самую сложную траекторию развития проходит персонаж Александра Петрова: любимец друзей и женщин, харизматик, борец за справедливость, молодой человек Юли, которого герой Меньшикова прозвал Че Геварой. Этакий Че из Чертаново. В начале он кажется ответом «десятых» нынешнего века девяностым годам прошлого — чуть ли не реинкарнацией Данилы Багрова. Но по мере обострения ситуации эта «братскость» уступает место самовлюбленности и «альфасамизму», когда человек готов громить своих и чужих, врать, убивать, манипулировать самыми близкими — лишь бы не пострадал его статус вожака стаи.

В ситуации, когда нетерпимость и закрытость приобретают угрожающие масштабы, Федор Бондарчук снял фильм о том, что только открытые системы способны на выживание. Только понимание, что любой другой — инопланетянин ли, сосед ли по подъезду — имеет точно такое же право быть самим собой, как и ты, может спасти условное Чертаново от истребления. Спальный район на юге столицы становится символом не Москвы, не страны даже, а земного шара.

При всем том «Притяжение» — совсем не философская притча, а нормальный бодрый молодежный экшен, помноженный на романтическую мелодраму, с очевидным отсылом к вечному сюжету Ромео и Джульетты. Многослойный пирог — мечта любого режиссера. Судя по отзывам первых чертановских зрителей, все слои режиссерского «пирога» они разглядели, послание авторов считали. И это внушает оптимизм не только по поводу прокатной судьбы фильма.